Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
ПОСТные ягоды Талгат Калиев Повсеместное упразднение дорожных постов, инициируемое ради снижения поборов на дорогах, может грозить серьезными социальными и техногенными катаклизмами. Причем данные меры едва ли смогут всерьез повлиять на стоимость плодово-ягодной продовольственной корзины Долой посты! Примерно так можно охарактеризовать набирающий сегодня силу лозунг, расцениваемый в Астане как последний писк политической моды. Внутренние посты упраздняет дорожная полиция, аналогичное решение готовит в отношении постов транспортного контроля и Министерство транспорта и коммуникаций. Действительно, дань, которую по дороге на северные рынки выплачивают водители груженных южными дарами природы автомобилей, тяжким бременем ложится на карманы потребителей. Между тем просто упразднение постов представляется слишком примитивным методом решения проблемы. Ведь на самом деле те же инспектора дорожной полиции были предусмотрены на дорогах отнюдь не для сбора дани. Это, скажем так, превратилось в их побочную функцию. При наличии множества основных. И отменять основные функции ради устранения одной побочной представляется не совсем логичным. Нетрудно представить, к чему может привести упразднение всех рубежных постов дорожной полиции. Преступники смогут запросто пересекать страну из одного края в другой, перевозить в багажниках наркотики, арсенал оружия, а места инспекторов на трассе займут рэкетиры и бандиты. Ибо свято место пусто не бывает. С таким же успехом можно разогнать городские патрули, они ведь тоже, случается, вымогают деньги у граждан.
| Последние деньки? |
Примерно такой же эффект можно ожидать и от упразднения постов транспортной инспекции. Большегрузные автомобили, которые и раньше предпочитали выплачивать штрафы, вместо того чтобы соблюдать установленные нормы, воспримут это решение с большим воодушевлением. И безо всякого риска будут допускать еще большие перегрузы. Правда, ни даней, но и ни штрафов в бюджет они выплачивать не будут. Кому от этого станет лучше? Наверное, только незаконопослушным участникам дорожного движения. Есть еще один важный момент. Известно, что состояние наших дорог и мостов оставляет желать лучшего. Не в последнюю очередь и потому, что большая часть их была построена в 60-80-х годах по нормативным требованиям того периода, с нормативной нагрузкой на ось автомобиля не выше шести тонн. Сегодня же нормативная нагрузка на ось составляет десять тонн, которые дальнобойщики умудряются постоянно превышать. С учетом этого одной из главных задач инспекторов является контроль за соблюдением нормативных нагрузок. А памятуя о том, что наши водители всегда мало отличались дисциплинированностью и нарушение стандартов среди них считается нормой, - тем более. Ведь это общеизвестная практика - усиление ходовой части (санкционированное или нет) с целью повышения грузоподъемности автомобиля. И, разумеется, упразднение постов вызовет среди водителей настоящий ажиотаж и резкое повышение нагрузки на оси их автомобилей. А контролировать этот процесс станет некому. Впрочем, и сама декларированная цель дорожных метаморфоз - в высшей степени сомнительна. Ведь особого положительного экономического эффекта в виде снижения цен на овощи-фрукты ждать не приходится. Поскольку эксперимент с продуктовыми автокараванами, которые миновали весь маршрут с севера на юг безо всяких поборов, никак не отразился на ценах. А значит, и упразднение постов особого удешевления не вызовет. Ради чего тогда ломать всю систему и подвергать повышенному риску и без того несовершенные отечественные дороги, на ремонт и реконструкцию которых страна ежегодно выкладывает миллиарды тенге? А с учетом возрастающего транзитного грузопотока, к которому так стремится наша страна, повышается и актуальность безопасности дорог. Очевидно, что, упраздняя дорожные, надо было найти что-то взамен. Сама по себе идея неплоха: в конце концов, весь цивилизованный мир обходится без регулярных “проверок на дорогах”. Но тогда следовало бы или устанавливать видеокамеры, как на насыщенных европейских дорогах, либо ввести мониторинговое патрулирование, как на протяженных загородных шоссе в США (не так, как у нас, когда патруль предоставлен сам себе, а когда каждая остановка автомобиля рассматривается как маленькое ЧП с обязательным сообщением на пост; таким образом обеспечивается двойной контроль: патрули следят за водителями, а с поста - за самими патрульными, чтоб не “баловали”). Но ни того, ни другого не наблюдается. Хотя, заметим, налогов, которые мы платим за порядок на дорогах, на видеокамеры и организацию соответствующих служб, надо полагать, хватило бы. И, по-видимому, главный плюс от упразднения постов на дорогах - привлекательность имиджа и обретение славы борца с коррупцией. Однако такие поступки давно характеризуются не иначе как популизм, когда вместо реальной борьбы с коррупцией гораздо проще сбросить с себя наиболее критикуемые сферы. Астана
|