10 октября 2003
№ 40 (280)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Смотри в оба 

Это - первый!

Георгий Афонин

Пятого октября завершил работу первый казахстанский кинофестиваль “Звезды Шакена”. Пять дней фестиваля, ставшего праздником национального кино, продемонстрировали, что именно кинематограф за последнее десятилетие стал самой яркой и блистательной страницей культуры Казахстана

В основу первого казахстанского кинофестиваля его создателями была положена идея показа кино, снятого в Казахстане на “стыке тысячелетий”, с 1998 по 2003 год.
Насыщенная программа фестиваля охватила почти все кинотеатры города: “Арман”, “Цезарь”, “Искра”, “Алатау”, “Байконур”, “Целинный”. Городской акимат как соорганизатор кинофестиваля предоставил свой кинозал для просмотра конкурсной и гостевой программ. Это, кстати, отличает “Звезды Шакена” от прежних фестивалей Центральноазиатского региона - “Бастау” и “Евразии”, целью которых были встреча и общение кинематографистов из разных стран без организации широкого проката для нашего зрителя. Очень порадовало и то, что “новое кинопоколение” не замкнулось на молодых режиссерах и художниках. Это еще и те, кто сегодня ходит в кино, и надо заметить, что аншлаги на фестивале “Звезды Шакена” обеспечивали они - студенты и школьники. Приходили не потому, что бесплатно (вход на все картины был свободным), а потому, что интересно, потому что “наше”. Реальный пример возрождения интереса к национальному кинематографу.
Из-за большого перерыва в фестивальном движении в Казахстане (“Бастау” проходил в 1993-м, а со времени последней “Евразии” прошло уже пять лет) нынешний фестиваль охватывает довольно большой с точки зрения кинопроцесса отрезок времени. Не случайно список зарубежных гостей и участников кинофестиваля изобилует знаменитыми фамилиями: сценаристы и режиссеры Рустам Ибрагимбеков, Виктор Мережко, Сергей Бодров, Вадим Абдрашитов, актеры Наталья Аринбасарова и Сергей Чонишвили. Особый тон в ход фестиваля внес приезд киноведов и отборщиков международных фестивалей: Бригит Беймарс (Великобритания), Винченцо Буньо (Италия), Владимир Падунов (США), Кирилл Разлогов (Россия). Многие кинофестивали позавидовали бы конкурсу, который представлен в этом году на “Звездах Шакена”. И жюри, конечно, было нелегко определить победителей, так как в списке участников призеры Каннского кинофестиваля - фильм “Киллер” Дарежана Омирбаева, Токийского кинофестиваля - “Три брата” Серика Апрымова, фаворит “Киношока” “Жылама!” Амира Каракулова и многие другие, наследующие традиции “казахской новой волны”, большая часть картин которой отмечена наградами зарубежных кинофорумов.

Режисеер и актер: Егор Кончаловский и Ментай Утепбергенов

Если попытаться охарактеризовать период независимого кино Казахстана, то он в отличие от прежних более глубоко рассматривает вопросы социального самосознания в постсоветском дискурсе. Причем вопросы эти обращены в первую очередь к новому поколению, тем, кому не довелось пережить показанное на экране создателями картины. Об этом картины “Заман ай” Болата Шарипова, “Молитва Лейлы” Сатыбалды Нарымбетова, “Казахская история” Дамира Манабаева, “Аксуат” Серика Апрымова. Фильмы эти на редкость для современного кино глубоки, содержательны и служат, на мой взгляд, главной задаче настоящего художника - заинтересовывать и трогать сердца.
“Казнь после смерти” - психологическая драма, снятая Талгатом Теменовым в 1998 году, - иного плана. В ней колориту характеров и ситуаций противопоставлен образ одного-единственного героя, страдающего и осмысляющего свое место в мире. “Десант” Лейлы Аранышевой, снятый при поддержке Национального продюсерского центра РК, украсил собой фестиваль и, надеюсь, уже вошел в анналы нового казахстанского кинематографа.
Жюри конкурса игрового кино - Мурату Ауэзову, Акселеу Сейдимбеку, Бауржану Ногербеку, Гульнаре Абикеевой, Сергею Азимову - предстояла непростая задача определить победителей в номинациях: лучший игровой фильм, лучшие режиссерская работа, сценарий, работа оператора, мужские и женские роли. Почти все из 18 представленных на конкурс игрового кино картин талантливые, но признание, возможно, первое, на родине, там, где это кино снималось, придает фестивалю особое звучание, особый смысл слову “первый”.

Виктор Мережко и Сергей Бодров

В конкурсную программу документального кино были отобраны лучшие фильмы, сгруппированные в различные блоки: “Исторический ракурс”, “Независимый Казахстан”, “Традиции и культура наших предков”, “Портрет современника”. На фестивале были показаны замечательные ленты “Жангир хан” Жанибека Жетыруова, “Кызыл трактор” Бахыта Гафу, “Люди без лиц” Ерлана Аскарбекова, “Песчаный зверь” Мурата Мусина, “Broadway, Бродвей” Владимира Рериха. Традиционно качественные и интересные работы представили: Олег Караваев “Ты моя песня”, Рустем Тажибаев “Открытое письмо” и Владимир Тюлькин “Маленький уголок”. Особого интереса заслуживают работы независимых студий. Среди них НПЦ “СКИФ” Мурата Нугманова, где последние годы работают такие режиссеры, как Владимир Тюлькин, Ася Сулеева и Сабит Курманбеков. Игорь Гонопольский представил картину “Эйзенштейн в Алма-Ате”, фильм-воспоминание об алма-атинском периоде творчества Сергея Эйзенштейна. Студия “ИКС-Б” - фильм Александра Головинского “Скажи мне, кто твой друг” о народном писателе Казахстана Калтае Мухамеджанове. В качестве продюсеров представили свои работы студии “Гала-ТВ”, “М-Арт”, “Alaman studio”.
Картины казахстанских документалистов доказали, что и документальное кино может быть художественным, а не только беспристрастно фиксировать реальность. Таковы “Последнее кочевье” Сабита Курманбекова, “В том числе” Бахыта Гафу и Рустема Абдрашева и “Даймокх-нана” Рената Косая - размышления о судьбах целых народов, терявших и обретавших родину. А “Дом на обочине” Сергея Русакова и Сергея Азимова и “Путь Дукенбая” Калилы Омарова - напротив, истории отдельных личностей, в судьбах которых отражается наше непростое время.
Хочется отметить картины Фариды Джантеловой “Одинокая лодка”, удостоенная премии Азиатского банка развития, “Cон, чашка и вода” Владимира Хана, “Азиатский маршрут” Зитты Султанбаевой и Абликима Акмуллаева, “Кенес” Абылайхана Кыстаубаева и Айдоса Досымгалиева.
Анимационное кино, традиционно обходившееся вниманием, на “Звездах Шакена” было представлено очень интересной программой. Современная казахстанская анимация приятно удивила зрителей и жанровым разнообразием, и качественными картинами, ориентированными в первую очередь на нашего зрителя: “Саз сырнай” Кайыргали Касымова, “Дуние кезек” и “Аксак кулан” Данена Жакенова и Гани Кистауова”, снятые в жанре гэга “Пигыл” Бахыта Аупбаева и “Баба-Яга - пионер авиации” Юлии Левицкой, “Здравствуй, детка” Михаила Воробьева и “Алмаз” Максима Анапьянова. Судя по работам, представленным на фестивале, жанр казахстанского анимационного кино ожидает пора настоящего расцвета.
Еще два замечательных события, прошедших в рамках фестиваля, - ретроспектива фильмов Шакена Айманова, составляющих золотой фонд национального кино, и гостевая программа “фестиваль премьер”, в которой были представлены наиболее яркие премьеры режиссеров стран СНГ, подарили зрителю радость встречи с большим кино.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп