Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Игры патриота... Асан Куанов Политическая конъюнктура страны терпит изменения, детонатором которых можно назвать и мажилис парламента. Нижняя палата играет заметную роль не только внутри страны, но и за ее пределами. Для пущей убедительности тому предлагаем интервью с одним из мажилисменов, лидером “Партии патриотов” Гани Касымовым, который посетил офис нашей редакции ...в СНГ В конце минувшей недели Гани Касымов вернулся из Санкт-Петербурга, где проходила Межпарламентская ассамблея стран-членов Евразийского экономического пространства (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. Это объединение призвано создать единое таможенное пространство внутри “пятерки”. В этом отношении наиболее привлекательными являются законодательства России и Казахстана с более продвинутой экономикой. Нельзя забывать, что страны “пятерки” намерены вступать в ряды Всемирной торговой организации (ВТО), где странам-новичкам приходится туго.
- Гани Есенгельдинович, что нужно для унификации пяти законодательств? - Почему товарооборот между Россией и Казахстаном упал за годы независимости до 35 процентов? Потому что дважды взимали НДС по отношению друг к другу: по месту производства и месту назначения. Когда мы договорились с РФ не взимать этот налог по месту производства, объем товарооборота второй год пошел вверх - предприниматель стал платить на 20 процентов меньше! Вот пример для остальных пяти стран. - Может, их экономика этого не позволяет? - У нас тоже экономика не позволяла. Другое дело, ситуация осложнилась после подписания ялтинских документов, предусматривающих создание Единого экономического пространства (ЕЭП) среди России, Казахстана, Беларуси и Украины. В любом случае нашей республике, также как и некоторым другим странам, выгодно членство как в ЕврАзЭС, так и ЕЭП. Но как быть Таджикистану и Кыргызстану? - Странам со слаборазвитой экономикой? - Не будем так говорить. Скажем, условно ведомым странам. Если создавать рынок, надо смотреть не на слабость, а на перспективу собственной рыночно-экономической инфраструктуры и на сырьевые рынки, которые определяют развитие национальных экономик на многие годы вперед. Поэтому задача сохранения ЕврАзЭС носит больше политический характер. Кто-то спекулирует, что сообществу приходит конец, но я верю, что это произойдет. - Наверное, не только про ЕврАзЭС такое говорят? - Да, говорят, СНГ больше мертво, чем живо. Но, извините, Содружество свою роль сыграло, создав предпосылки относительно мирного распада СССР с меньшими катаклизмами. Пусть не решаются тысячи документов, подписанных членами Содружества, но даже в таком аморфном состоянии СНГ является фактором политического притяжения. - Это история, а настоящее, будущее СНГ? - Пусть СНГ отходит на задний план с точки зрения политического союза, но то, что оно явилось прародителем ЕврАзЭС, ГУУАМ, неоспоримо. Чтобы решать все вопросы внутри СНГ, надо проявить политическую волю в сохранении Содружества. Но не у всех такие настроения. ...в парламенте - Гани Есенгельдинович, вы заметно отличаетесь от остальных казахстанских депутатов своими неординарными публичными выступлениями. Что ни тема, там Касымов. Получается, кроме вас, никто не работает. В этой связи вспоминается клише, которым охарактеризовали парламент - “карманный”. Или что-то изменилось? - Какая страна, такой и парламент. А вообще давайте не будем педалировать на эту тему, хотя я не отказываюсь отвечать на ваши вопросы. Вы, журналюги, и последующий депутатский созыв будете обзывать карманным. Надо менять статус парламента, должна быть система сдержек и противовесов. Ветви власти должны быть независимы друг от друга. - Но у нас система такая. - Так записано в Конституции, но мы же светское государство и говорим, что оно должно перенимать все черты демократического устройства, как, например, во Франции или США, где президенты не могут влиять на ветви власти. А у нас Конституция все равно что священная корова. А значит, и парламент будет карманным. Независимый парламент подразумевает принятие им законов, и точка! Нигде больше они не должны утверждаться, и все должны им подчиняться, включая президента. - Прерогатива одно, а как насчет депутатской воли? - Какая воля? О чем вы говорите?! Пропишите, как положено, функции и права парламента, и любой депутат будет выполнять их. Что касается Земельного кодекса, это вопрос убеждения каждого депутата. Я отвечу за себя - я был против! Многие депутаты тоже были против, а там почему-то переиграли. Не хочу, чтобы в разговоре со мной мы упали до уровня обсуждения характеристики того или иного депутата. ...с правительством - По такому же сценарию, как и с Земельным кодексом, наверное, будут проходить и бюджетные “баталии”? - Немного не так. Дебаты будут, и довольно серьезные. Первое расхождение, которое я сразу заметил, связано с тем, что правительство неправильно подошло к формированию бюджета. Помните, в апреле президент в своем послании к народу сказал, что бюджет пора формировать в пределах одного триллиона тенге. А правительство на 2004 год заложило более 800 миллиардов тенге. Наша партия еще два года назад занималась этим вопросом, в результате чего можно сказать, что недостающая до триллиона сумма расхищается. - Куда делся остаток? - Это я буду спрашивать у правительства. Получается, чиновники подводят главу государства? Как по-другому назвать эти действия? Правительству выгодно занижать цифру, которую озвучил президент, а потом выполнить и перевыполнить план, понятно из каких ресурсов, чтобы заработать себе политические дивиденды. А если его не выполнят? - Можно ли по этому вопросу поставить вотум недоверия правительству? - У нас существует традиция не трогать новое правительство в течение года. Но вотум недоверия правительству будет поддержан в одном случае. Если он исходит от Всевышнего! Что я хотел этим сказать, добавляйте сами. Если вы думаете, что процессы у нас идут без ведома Аллаха, вы глубоко ошибаетесь.
|