Найти отдохновение и свободу... Галина Галкина Серик Еркимбеков - композитор. По его словам, был “обречен” на эту профессию. Рос в художнической среде, слышал много интересной музыки, видел великолепных людей. Круг общения отца, Жексембека Еркимбековича, в то время министра культуры, формировал будущего музыканта
Ярчайшее впечатление юности - съезд композиторов СССР в Москве. Не без влияния этого события, встреч с выдающимися людьми, с Арамом Хачатуряном сделал свои первые шаги в композиции. Сегодня Серик Еркимбеков - яркий композитор, исполнитель, музыкант, возглавляет Союз композиторов Казахстана.
| Досье “НП” Серик Еркимбеков - председатель правления Союза композиторов, заслуженный деятель РК, доцент, заведующий кафедрой композиции и оркестрового дирижирования Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. |
- В период отпусков - в бархатный сезон - чем занят председатель правления Союза композиторов? - У нас, к сожалению, уже который год нет возможности идти в отпуск. Текущая работа выстраивается таким образом, что приходится решать некоторые вопросы вопреки сезону каникул и положениям КЗоТа. В настоящее время мы готовимся к проведению очередного ,11-го съезда Союза композиторов Казахстана. - Массовому слушателю гораздо доступнее то, что предлагают СМИ, то есть в основном поп-музыка. Что происходит в музыке иных жанров? - За 4-5 лет мы провели достаточное количество концертов, что и являлось основной задачей Союза и моей, когда я пришел сюда работать - поднять творческий потенциал Союза, востребовать то, что было создано ранее и написано композиторами именно в последние годы. Хотя мы проводили концерты, в которых звучали произведения, написанные более 20 лет назад, без этого тоже нельзя. Так мы взяли из фондов нашей библиотеки произведения Евгения Брусиловского, корифея профессиональной композиторской школы Казахстана. Его симфонии исполнил высокопрофессиональный коллектив - симфонический оркестр города Караганды - под управлением очень яркого и своеобразного дирижера, заслуженного деятеля РК Каната Ахметова. С помощью акимата города Алматы прошли авторские вечера-юбилеи Еркегали Рахмадиева, Газизы Жубановой, Мансура Сагатова, а также многие другие концертные программы. - И все же кажется, что именно шоу-бизнес рекрутирует в свои ряды наиболее ярких композиторов. - Союз композиторов увеличивается в количественном составе и в определенной степени - качественно. Стараемся заботиться о старшем поколении: содействуем выделению президентских и государственных стипендий, выдвигаем на почетные звания, ордена, медали заслуженных композиторов, искусствоведов. К сожалению, не хватает средств на издание их произведений. Но наши ряды пополнились и молодежью. За последние годы мы приняли в члены нашего Союза композиторов, музыковедов, хочу подчеркнуть, по их собственному желанию. - А раньше, видимо, как в комсомол и партию - “добровольно-принудительно”? - Это говорит о том, что быть членом Союза композиторов сегодня - актуально и важно, почетно и престижно. Мы этому очень рады: значит, не потеряли имидж и статус нашей организации. Возможно, он не настолько пышен и представителен, как это было раньше, в советское время. Конечно, все поменялось: иные ценности, другое отношение государства к творческим союзам. Но творчество - вне времени, условностей, вне приоритетов. - Композиторство не чуждо понятиям моды? - Мы тоже подвержены модным течениям. Разумеется, на пике спроса остается шоу-бизнес, и понятно, что это связано с коммерциализацией данного пласта музыкальной культуры. Но хотелось обратить внимание на то, что легкая, популярная музыка все же базируется как на народных истоках, так и на профессиональной классической музыке. Понятия гармонии, фактуры по-настоящему развиты именно в классической музыке и остаются неотъемлемыми атрибутами любого музыкального произведения, в том числе поп-музыки, хотя и представлены в ней на упрощенном уровне. Разве что исключением является творчество Элтона Джона. Мы же придерживаемся той линии, что все должно быть выполнено в хорошем качестве, с хорошим художественным вкусом. Наш Союз работает в плане академическом: остается приоритетной серьезная музыка. - Вы же занимаетесь еще и административной деятельностью. Чем удовлетворены или недовольны в этом плане? - Нам в наследство от бывшего Союза композиторов СССР досталась очень хорошая в прошлом база - Дом творчества, что в 70 километрах от Иссыка. Есть акт передачи его Союзу композиторов Казахстана. Это большой комплекс, куда входят коттеджи, концертный зал. Увы, все находится в законсервированном виде, требует капитального ремонта и солидных вложений. Мы сумели удержать эту базу у себя, что очень важно и непросто. Много желающих из сферы бизнеса людей, которые хотели бы приобрести комплекс в собственность. Но для нас это прежде всего творческая лаборатория. Серику Еркимбекову 45 лет, но по поводу возраста нет роковых переживаний: - Возраст - явление биофизическое. Но сокрушаться не о чем - жизнь наполнена смыслом, с точки зрения профессиональной деятельности и частной жизни происходят многообразные события, которыми и можно исчислять пройденное. Да, годы уходят, с каждым годом становишься старше, бывает ощущение, что некие вещи не успел сделать. Но я бы не сказал, что жизнь полностью состоит из упущенных возможностей. - Ваша супруга Акмарал все эти годы с вами. Не забылись минуты вашего первого знакомства? - Я увидел ее впервые на теннисной игре. Обратил внимание на рациональную игру, манеру защиты. Вскоре мы играли как партнеры. Первую партию я проиграл специально, чтобы заинтересовать ее. Потом мы вели довольно резкую игру, но она хорошо отражала мои удары. Она удивилась, когда я, может быть, не совсем по-джентльменски провел очень крепкий удар. - В семейных взаимоотношениях есть параллели с вашим спортивным партнерством? - По складу характера Акмарал очень выдержанная, спокойная. Все ее действия и поступки связаны с какой-то разумностью, целеустремленностью. - Хочу поздравить вас с большим событием - свадьбой дочери. Как Гаухар относится к вашему творчеству. - Спасибо за поздравления. Событие действительно большое. Что касается ее отношения к моей музыке, ей нравится то, что я пишу. Какие-то вещи даже очень нравятся. Возможно, она не все принимает, современное поколение выросло на иной музыке. Но дочь любит музыку часто играет для себя без всякого давления с моей стороны. - Вспомните ярчайший эпизод вашего детства. - Сильнейшее впечатление, если не потрясение, я получил, когда познакомился с Арамом Ильичом Хачатуряном. В те времена к нам часто приезжали московские корифеи музыки. Хачатурян ставил здесь свой балет “Спартак”. Одна из его запланированных встреч состоялась в школе Куляш Байсеитовой, где я учился. В концерте, устроенном для Арама Ильича, мы исполняли свои произведения. Моя песня называлась “Караван в пустыне”. Детская вещь, минуты на три, в которой я пытался передать образ пустыни, каравана. Потом нас пригласили в кабинет директора на встречу с великим композитором. Он пожал мне руку, и сегодня я помню это ощущение - большой теплой, мягкой руки. Он, увидев мое волнение, потрепал меня по щеке: “Молодой человек, ну что вы так? Улыбнитесь!” Наверное, я был в полуобмороке. - В этом году вы не отправитесь в отпуск. В таком случае что для вас лучший отдых, доступный “без отрыва от производства”? - Утром люблю прогуляться в парке вблизи нашего дома. Там у нас великолепная зелень, естественный, некультивированный, чудесный уголок природы. Там я по-настоящему отдыхаю. Нечасто, но бываю в горах, ценю ощущение водной стихии. Восприятие природы дано каждому, но кто-то более к ней чуток, кто-то - менее. Общение с природой - лучший способ восстановления сил. И играя на инструменте, импровизируя, я как бы внутренне получаю отстраненность от условностей, некое ощущение свободы и отдохновение.
|