29 августа 2003
№ 34 (274)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Смотри в оба 

Хочешь сниматься в кино?

Галия Тушкина, кинокритик

Многие из нас в детстве мечтали стать актерами, обязательно знаменитыми. И услышать однажды на улице слова от суетливой женщины с папочкой (так в основном выглядят ассистенты режиссера по актерам) “Девочка (или мальчик), хочешь сниматься в кино”? было сравнимо только с покупкой счастливого лотерейного билета

О детях, ставших в одночасье знаменитыми, а после так и не ставших актерами, или поверивших в свою звезду, пополнили армию серых бездарностей, или, наоборот, победным шествием дошагавших до звездного олимпа, писали много. Примеры тому знаменитые братья Торсуевы (Электроники) или Лена Проклова, Наталья Селезнева, Николай Бурляев и пр.
В казахском кино можно привести пример Болата Калымбетова, который начал сниматься с 10 лет и теперь уже взрослый, солидный кинорежиссер. Или Гульшат Омарова, которая снялась в фильме “Сладкий сок внутри травы”, тоже стала режиссером-документалистом.
Актерский отдел на киностудии “Казахфильм” существует с конца 70-х годов. Профессия актера кино - это узкая специализация, если так можно сказать о таланте. Просто это как в медицине - лор, ортопед и др. В основном актеры в наше кино приходили и продолжают приходить после учебы в театрально-художественном институте, ныне Академия искусств им.Т.Жургенова.
Спорный вопрос возникает, кто был основателем актерского отдела на киностудии. Известная актриса казахского кино Рая Мухамедьярова одна из первых отобрала молодых и талантливых для учебы во ВГИКе, это была легендарная казахская мастерская под руководством Бабочкина. Эту мастерскую закончили Димаш Ахимов, Гульнара Рахимбаева, Жанна Керимтаева и многие другие. Дипломированные специалисты стали первыми киноактерами, и с момента их приезда на киностудию актерский отдел заработал в полную силу. Наши актеры были востребованы! Колоссальную лепту внесла Роза Габитовна Мусрепова. А затем ее сменила и бессменно 22 года в этом отделе проработала Наталья Ивановна Мутовина - мама для всех наших киноактеров.

Профессионалы: и на съемочных площадках, и на театральных подмостках

Сегодня актерский отдел на киностудии возглавляет Жанат Байжанбаев, актер, на счету которого более двух десятков фильмов.
- Работаю я на киностудии с 1978 года, с первой своей роли в фильме “Щит города”. Это была роль второго плана, в следующем фильме “Невеста для брата” я сыграл уже главную роль.
При Советском Союзе каждому актеру присваивали категорию в зависимости от стажа и сыгранных ролей. Жанату Байжанбаеву после прихода на киностудию присвоили 2-ю категорию с окладом в 160 рублей. За главную роль в фильме актер получал гонорар в 1200-1300 рублей:
“Самые крутые джинсы были у нас с Саги Ашимовым”, - смеется Жан.
Во времена Союза, когда связи между киностудиями были, что называется, железными, актеры “кочевали” из фильма в фильм. Наш актер Ментай Утепбергенов за свою киножизнь сыграл представителей многих малочисленных народов, и каждый народ принимал его за своего. В нашем актерском отделе до сих пор сохранились альбомы с фотографиями актеров с Мосфильма, Ленфильма, Киевской киностудии. Здесь лежат карточки Леонида Ярмольника и Алики Смеховой, тогда еще Аллы. В альбоме есть фотография Александры Яковлевой-Аясмээ, тогда ее фамилия была еще Иванес, ее данные: год рождения 1957-й, национальность - украинка, категория тогда у нее была - первая. Есть карточки Александра Демьяненко, Павла Кадочникова, Владимира Шевелькова и др.
В те времена, когда кинематографии всех республик работали бесперебойно, актеры были востребованы на все 100 процентов, за год популярный актер успевал сняться в двух-трех фильмах!
К сожалению, за годы экономического кризиса перестала пополняться картотека киностудии. Сейчас, благодаря Жану, руководству Казахфильма, компании “Самсунг”, которая подарила отделу цифровой фотоаппарат, новые интересные лица стали появляться и в нашем кино, и в базе данных. Профессиональных штатных актеров казахского кино в картотеке всего 22 человека. Начиная от Нуржумана Ихтымбаева, Ментая Утепбергенова, Гули Дусматовой и др. таким штатным актерам во времена Союза “капала” зарплата плюс гонорар за съемки. А когда съемок нет, начислялись так называемые “простойные”: первые 3 месяца 75 процентов от оклада, следующие три месяца 50 процентов и т.д. Вот ведь не давали нашему советскому актеру умереть с голода. Не пускались они в пляс под новогодней елочкой и не развлекали толстосумов за деньги. Что самое интересное, такие знаменитости, как Амина Умурзакова и Асанали Ашимов, не являются штатными актерами киностудии, потому что основное место их работы был театр.
Актер-то он ведь как-никак лицо и имя. Ради громкого имени появлялись многие голливудские фильмы средней руки. Например, “Гонщик” с Сильвестром Сталлоне, где стареющий Рокки появлялся как свадебный генерал в перерывах между гонками. Или в России есть яркий пример, когда Никита Михалков пригласил в “Сибирский цирюльник” Джулию Ормонд и Ричарда Харриса. Или же в фильме “Восток-Запад” главную роль сыграла Сандрин Боннэр, а в “Кочевники” хотят пригласить Ричарда Гира. Культовые имена и лица могут обеспечить вполне сносный прокат по всему миру.
Институт киноактера в Казахстане славен своими традициями, любимых актеров знали по именам, у них были свои постоянные поклонники, постоянное место работы. Ведь специфика киноактера очень отличается от театрального актера. Если театральный актер в перерывах между съемками играет в театре и основным своим местом работы считает театр, а кино помогает ему шире популяризировать свое имя, то для киноактера простой в съемках смерти подобен. Вот и приходится зарабатывать на съемках в рекламе и видеоклипах, выступать на презентациях и в телевизионных передачах. А ведь киноактер профессия штучная.
Сейчас на киностудии начинаются съемки сразу нескольких фильмов: Асанали Ашимов и Игорь Вовнянко приступают к фильму “Дом у соленого озера”, Сергей Бодров готовится к съемкам “Меч Махамбета”, Аманжол Айтуаров выезжает в съемочную экспедицию “Путевого обходчика”, да и молодые ребята скоро приступят к съемкам видеофильмов и телесериала. Как искать актеров, куда обращаться? Тетенька с папочкой в руках, ассистент по актерам, много не набегается по городу, да и таких профессионалов сегодня по пальцам пересчитать можно. Второго состава на киностудии практически нет. Молодежь только-только начинает осваивать кинопроизводство, к счастью, оно заработало.
Многие люди и не подозревают о том, что можно оставить свои данные в компьютере актерского отдела киностудии. А вдруг повезет? В последнее время, когда режиссеры новой казахской волны снимали непрофессиональных актеров, профи пережили с трудом. Но молодые режиссеры основывались только на типажах. Есть такое понятие в кино - типаж, типажный актер, когда характер человека отражается на его внешности. Например, Фархад Абдраимов (Фара) - это типаж, его внешность сегодня нещадно эксплуатируют во многих рекламных роликах.
Но типаж типажом, а профессиональный актер сыграет на площадке любой характер, школа...
- Первая и самая главная задача для актерского отдела, - продолжает Жан Байжанбаев, - пополнить базу данных актеров. Основательно заняться подбором и поиском актеров для новых фильмов. Обеспечить актеров работой и постараться сделать для них профессиональный промоушен. Я ратую за то, чтобы наши актеры имели Имя! Чтобы сценаристы писали только для них, режиссеры снимали наших, и лица казахских актеров были узнаваемы, и они сами любимы зрителями.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп