29 августа 2003
№ 34 (274)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Нактоуз в дорогу

Ольга Медведева

Завершилась 17-я по счету парусная регата на Кубок Каспия “Золотой нактоуз”. Для актауского яхтсмена Владимира Степанова она стала генеральной репетицией перед кругосветным плаванием, в которое он отправляется в скором времени. “НП” обладает эксклюзивными правами на освещение кругосветки

По правилам соревнований гонка состоит из трех этапов. На первом и третьем этапах яхты ходят в морских границах города Актау. Второй этап - самый интересный - многодневная гонка на дальние расстояния. Раньше маршрут многодневки обычно проходил так: Актау - Баутино - Махачкала - Бекташ (Туркмения) - снова Актау (всего 650 морских миль). В этом году “марафонскую” гонку, если выражаться фигурально, сократили до банальной “стометровки”: Актау - Баутино - Актау (200 миль).

Справка “НП”

Нактоуз - тумба, вертикальная подставка под компас, изготовленная из немагнитных материалов (в старину - из дерева). По морской символике занимает второе место после якоря (символ надежды).

Чем еще печально “отличилась” нынешняя регата - на старт вышло всего 12 яхт, а до Баутино и вовсе ходило лишь два парусника - “Катюша” (капитан Олег Воропаев) и “Пионер” (капитан Владимир Степанов).
...Грустно. До сих пор актауский яхт-клуб “Бриз” считался своеобразной Меккой парусного спорта на всем Каспии. Потягаться с казахстанцами приходили целые эскадры из соседних Баку, Махачкалы, Тольятти, Волгодонска, из Туркмении, и даже с Черного моря.

Владимир Степанов к кругосветке готов

Сейчас яхт-клуб переживает не самые лучшие времена. И главная проблема даже не в количестве яхт и самих яхтсменов. С этим все в порядке: в “Бризе” подрастает уже третье поколение спортивной смены. Чего стоит сам факт: победителем 17-й гонки стала “Катюша”, команда которой состоит лишь из капитана Олега Воропаева и матроса - его десятилетнего сынишки Марка!
Малочисленность участников нынешнего “Золотого нактоуза” пессимисты могут объяснить дороговизной данного вида спорта: заводская яхта ныне стоит как хороший джип, а то и поболе. И все-таки пессимист будет не прав! Более половины всех бризовских парусников ребята построили своими руками. И сейчас в большом эллинге, напоминая огромную деревянную копию туши кита, лежит будущая яхта.
Интерес к яхт-клубу проявляется еще и по-иному. Некогда пристроенные к задней стене стадиона “Труд” эллинги для яхт плюс прилегающий берег, то есть вся территория “Бриза” сегодня оказалась лакомым куском земли. Легкоатлеты и футболисты давно покинули поле “Труда”: поднявшиеся грунтовые воды до основания разрушили стадион.
И получилось, что в центре города, на берегу с роскошным пляжем - прямо под носом у городского акимата - в двух шагах от гостиницы “Актау” образовался пустырь. Кому-то он очень приглянулся, и как дошли слухи до яхтсменов, участок вместе с территорий “Бриза” уже выкуплен под будущую стройку. Это значит, что актауские паруса - действительно украшение города - вскоре попросят вон.
Однако вернемся к регате. “Раньше человека встретил в море, все, он считался СВОИМ. А теперь каспийские свидания стали все реже и реже - часто возникают проблемы с таможенными и пограничными службами, не всегда просто яхтсмену получить визу в сопредельную страну”, - рассказывает 6-кратный победитель “Золотого нактоуза” Александр Аверкиев. - Гоняться со своими неинтересно, мы прекрасно знаем, кто чего стоит, знаем технические возможности каждой яхты, ведь по выходным постоянно выходим в море. А когда приезжают иностранцы, тут уже стыдно оставаться на берегу”. Пожалуй, самое красноречивое объяснение, почему казахстанские регаты стали менее популярны.
А между прочим, “Бриз” знаменит не только тем, что до сих пор считается каспийской парусной Меккой. В “Бризе” начинал свою морскую карьеру нынешний капитан президентской яхты “Мунай” Андрей Касымов. Сейчас он - личный капитан-яхстмен Нурсултана Назарбаева. Именно ему было доверено встречать на борту “Муная” гостей Нурсултана Абишевича - Владимира Путина, Аскара Акаева, Эмомали Рахмонова, когда те в прошлом году приезжали в Актау на “президентскую встречу без галстуков”.
Местные яхтсмены - знатные мореходы, они умудрялись ходить за три моря, к берегам Израиля, до турецкого Босфора. Знаменитый российский путешественник из Махачкалы - 63-летний Евгений Гвоздев - почетный член яхт-клуба “Бриз”. Именно отсюда, из Актау, в 1992 году он уходил в свою первую кругосветку. А неделю назад Гвоздев снова стал героем центральных российских телеканалов - “махачкалинский дед” вернулся уже из второй кругосветки.
В минувшие выходные с Гвоздевым состоялся очередной сеанс связи. Евгений Александрович подтвердил, что свою кругосветку будет считать законченной только здесь, в Актау. Друг Гвоздева Владимир Степанов ждет его с нетерпением - он должен получить от “патриарха Каспия” благословение на дальнюю дорогу.
Степановский “Пионер” уже на старте. Экипаж заканчивает последние приготовления перед первым в истории Казахстана кругосветным плаванием. Первоначально заявленные сроки немного сдвинулись: “Я не могу в угоду чьим-то амбициям жертвовать безопасностью команды и самой яхты, - говорит Степанов. - Сейчас на яхте уже установлены новая радиостанция, мотор, кстати, подаренный “Новым поколением”, опробованы на прочность новые паруса”.
Идут переговоры с компанией мобильной почты, через которую путешественник обещает отправлять нам информацию о ходе плавания. Кроме этого, один из казахстанских банков выразил желание открыть у себя счет для “Пионера” и перечислить в судовую кассу энную сумму денег. Проявил интерес к путешествию “робинзонов” и акимат города.

Актау-Алматы
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп