Дорога к морю Ботагоз Сейдахметова На этой неделе (25-29 августа) в Алматы состоялась первая Международная конференция министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю Совещание проходило под эгидой ООН и рассматривало конкретные потребности и проблемы развивающихся стран, в частности, в области транспорта и транзитных операций. По окончании совещания была принята “Алматинская программа действий” в интересах обеспечения особых потребностей развивающихся стран, не имеющих выхода к морю
|
Главная проблема “сухопутных” государств в основном состоит в дороговизне транспортных услуг и преодолении сложных юридических требований при транспортировке через транзитные государства. По данным ООН, всего в мире насчитывается порядка тридцати развивающихся стран, у которых нет выхода к морю, и более тридцати развивающихся транзитных стран. Казахстан и его центральноазиатские соседи находятся в первом списке. Так что для Казахстана мероприятия подобного высокого уровня - это реальная возможность еще раз заявить о себе миру, привлечь внимание потенциальных инвесторов, а также расширить внешнеэкономические связи. “Страны, не имеющие выхода к морю, в целом относятся к бедным развивающимся странам с самыми низкими темпами роста, для которых важнейшей статьей экспортных поступлений, как правило, является выручка от экспорта ограниченного набора сырьевых товаров” - в таком ключе определили главную причину созыва инициаторы конференции в лице Казахстана и Генеральной Ассамблеи ООН. Заместитель генерального секретаря ООН Анварул Чоудхури на встрече с журналистами признался, что абсолютно доволен уровнем подготовки мероприятия казахстанской стороной. “Мы надеемся, что совещание на министерском уровне будет очень успешным и все пройдет гладко, все стороны достигнут согласия и получат ответы на очень многие интересующие их вопросы”. Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев добавил, что “основные документы уже согласованы. Эксперты работали буквально день и ночь. Сегодня в 5 утра они разошлись после интенсивной работы над текстом документов. Эта работа полезна и для Организации Объединенных Наций в целом, и для Казахстана, который является самым крупным государством в мире, не имеющим открытого доступа к морю”. В этот же день министр иностранных дел Казахстана встретился с Сомсаватом Ленгсавадом - вице-премьером и министром иностранных дел Лаосской Народно-Демократической республики. По словам министра, Лаос внимательно изучает опыт Шанхайской организации сотрудничества и считает, что Казахстан мог бы стать активным членом АСЕАН. В своем выступлении на итоговом совещании президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил, что в Казахстане “усиленно ведется строительство и реконструкция магистральных автодорог протяженностью около четырех тысяч километров. Эта работа будет завершена уже к 2005 году. Развивается железнодорожная линия, которая согласно договору с КНР соединит Казахстан с китайским портом Ляньюньган. Ведется реконструкция трех аэропортов и морского порта Актау на Каспийском море”. Итогом пятидневного труда международных экспертов стало принятие “Алматинской программы действий”. Основные цели: обеспечение беспрепятственного доступа к морю для всех видов транспорта, сокращение расходов и улучшение качества услуг для повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров, снижение стоимости доставки импортируемых товаров. Согласно алматинскому документу, главная ответственность за осуществление Программы действий будет возложена на развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, а также страны транзита. Техническая помощь предусмотрена со стороны Всемирной торговой организации, Всемирного банка, Всемирной таможенной организации. |