Право выбирать Считанные недели остались до того момента, как проект закона о выборах будет рассматриваться в парламенте. Пока же все, кому небезынтересна судьба выборного законодательства, имеют возможность ознакомиться с поправками в этот судьбоносный закон Задача совершенствования выборного законодательства была возложена на правительство и Центризбирком, чья работа шла в тесном контакте с политическими и общественными объединениями, представителями СМИ, госорганов и международных организаций. В частности, с сентября 2000 по январь 2002 года Центризбирком совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации безопасности и сотрудничеству в Европе провели ряд “круглых столов”. Рекомендации, внесенные Бюро в целях дальнейшей демократизации избирательного права в 1999 году, были использованы при подготовке законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК “О выборах”. Вопрос совершенствования выборного законодательства дважды выносился на рассмотрение Постоянно действующего совещания по демократизации и развитию гражданского общества (ПДС). Этот законопроект был опубликован в центральной прессе 4 июля. Его разработчики полагают, что в ходе всенародного обсуждения могут поступить новые предложения. Заметим, что речь идет пока лишь о поправках, которые обретут юридическую силу только после принятия закона о выборах. А это прерогатива парламента. Что из себя представляет законопроект? В первую очередь, он повышает роль партий в избирательном процессе. Для кандидатов и политических партий создаются равные условия в предвыборной борьбе. Расширяются возможности участия граждан в выборах. Избиркомы на местах будут формироваться маслихатами, но с учетом рекомендаций партий, вышестоящих комиссий, местной власти и граждан. “Грязным” агитационным кампаниям, проводимым кандидатами в ходе последних избирательных кампаний, похоже, будет положен конец. В частности, запрещается благотворительность, которая, как и подкуп электората, является преступлением. Законопроект будет направлен против криминализации представительных органов власти. Для этого кандидаты и их супруги должны будут предоставить декларации о доходах и имуществе. Вместе с тем исключена норма, ставящая “крест” на кандидатах, имеющих административные взыскания и наказания за коррупционные правонарушения за год до регистрации. Также отменяется положение, по которому ранее баллотировавшийся кандидат не имел права участвовать в повторных выборах. Кандидатам и партиям позволяется иметь неограниченное число доверенных лиц, которые во время голосования будут иметь полномочия наблюдателей. Кандидатам в депутаты сената и маслихатов разрешается создавать свои избирательные фонды, что прежде не позволялось законом. Это нововведение устранит неравенство в отношении негосударственного финансирования выборных кампаний. Расширятся права наблюдателей, повышается ответственность всех участников выборной кампании на всех стадиях избирательного процесса, в особенности во время голосования и подсчета голосов.
Асан Куанов
|