11 июля 2003
№ 27 (267)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Дело и деньги 

Язык бизнеса

Немного об ISO
Предприниматели в разных странах, естественно, говорят на разных языках. Как им понять друг друга? Кроме английского, есть еще один язык общения отдельных бизнесменов и целых компаний - язык международных стандартов качества

Чтобы партнер за рубежом, равно, как и иностранец, занимающийся бизнесом в Казахстане, доверял вам, нужно доказать, что вы работаете по одним международным стандартам.
От того, насколько успешно в Казахстане государственные стандарты будут приведены в соответствие с международными стандартами, зависит очень многое. Назовем только два наиболее важных сейчас для республики момента: вступление в ВТО и успех программы импортозамещения. Это особенно актуально для тех компаний, которые желают со своей продукцией выйти на мировые рынки. Именно поэтому Минэкономики республики несколько лет назад начало кампанию по внедрению международных стандартов качества управления ISO-9001.

Мы беседуем о проблемах внедрения стандартов качества в Казахстане с признанным авторитетом в этой области Александром вон Пикартсом. С 2002 года он сотрудничает с Министерством индустрии и торговли и Минэкономики РК.
По словам г-на вон Пикартса, в Казахстане до сих пор не понимают, что же такое стандарты качества и зачем они нужны. Просто сверху была дана команда привести свои системы управления в соответствие с международными стандартами ISO-9001, компании сказали “есть”. При этом мало кто задумался, как это сделать и какую ответственность это налагает. Не так сложно получить сертификат, как его поддержать.
Еще одно заблуждение, по мнению г-на вон Пикартса, в том, что у нас не только менеджеры, но и чиновники уверены, что стандарт означает качественный конечный продукт производства. На самом деле сертификат качества говорит только о том, что все предприятие представляет собой отлаженный механизм, где все работники - от руководителя до упаковщика - понимают свои задачи и свою ответственность, видят свое место в производстве. Это свидетельство того, что все процессы слажены - от получения сырья до реализации готовой продукции. Хорошее управление гарантирует качественный продукт.
Все думают, что стандарты ISO могут получить только крупные промышленные корпорации. Сертификат качества необходим и предприятиям малого и среднего бизнеса, если они хотят без проблем получить в банке кредит, выйти со своей продукцией на мировые рынки или поставлять ее иностранным компаниям, работающим в Казахстане.
Кстати, одна из причин пробуксовки программы импортозамещения - проблемы с внедрением стандартов качества. Международные нефтегазовые компании (а именно на них ориентирована эта программа) предпочитают работать с теми партнерами, у которых точно такая же или знакомая им структура управления. По словам г-на вон Пикартса, если наши предприятия докажут, что их деятельность отвечает международным стандартам, то импортозамещение пойдет де-факто. Иностранные инвесторы хотят быть уверенными, что компания стабильна и прозрачна, что заказ будет исполнен в срок, а цены не изменятся за один день.

Госстандарт:
и швец, и жнец

Главная проблема в Казахстане, по мнению Александра вон Пикартса, в том, что действующие в Казахстане стандарты не приведены в соответствие с международными стандартами качества, а иногда им противоречат.
И дело вовсе не в том, что наши стандарты недостаточно хороши для Европы. Камнем преткновения стала сама структура Госстандарта. В каждой стране ЕС существует надзорная, или контролирующая, палата, не зависимая от правительства. Ее главная задача - приведение национальных стандартов в соответствие с международными. Кроме того, она унифицирует все законы в области стандартизации и разрабатывает правила для сертификационных организаций, а также контролирует объективность выдачи сертификата. В Европе существует четкое распределение деятельности. Палата может заниматься аккредитацией компаний, но не имеет права проводить консультации или заниматься обучением. Сертификационные компании, контролируемые палатой, проводят аудит системы управления.
Наш Госстандарт все эти обязанности совместил, создав подведомственные структуры, которые занимаются и сертификацией, и стандартизацией, и консультационной деятельностью. Сейчас сертификаты о соответствии стандартам качества удостоверяются одним штампом - сертифицирующей организации. А должна бы быть еще одна печать - Госстандарта, что говорило бы о его ответственности. Иначе получается, что у нас никто ничего не контролирует и не несет ответственности. В результате страдают граждане.
Чтобы наши сертификаты признали за рубежом, нужно, чтобы национальный контролирующий орган вступил в Международный институт стандартов. А для этого, говорит Александр вон Пикартс, нужно менять структуру Госстандарта.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп