11 июля 2003
№ 27 (267)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Конец империи

Ольга Медведева

Мы продолжаем журналистское расследование убийства экс-министра промышленности Казахстана Хайрулы Оспанова. Сегодня уже ясно, что именно его желание навести порядок в компании “Ойл констракшн компани” стоило ему жизни. На интересы слишком многих зарвавшихся дельцов он наступил, реформируя предприятие. Беспристрастные ревизоры продолжают выяснять “цену”, в которую преступники оценили жизнь Оспанова

В основе фотоколлажа - не стройплощадка будущей многоэтажки. Это - частный теремок, который ударными темпами возводила себе одна актауская семейка. Увы, обстоятельства заставили на время свернуть стройку. А так, еще пару месяцев назад, здесь буквально кипела работа.

В теремок должна была вселиться семья из четырех человек. Помимо недостроенного особняка, она уже владеет четырьмя квартирами в одном подъезде в Актау, квартирой в Алматы (месяц назад срочно переоформленной на другого человека) и несколькими маленькими фирмами. Не считая целый ряд норковых шуб, пачки наличных долларов, евро, почти миллион тенге - все это было обнаружено при обыске квартиры и первоначальной проверке фигурантов громкого уголовного дела.
Актау - город маленький. Арест директора ТОО “Нефтестрой” Амандыка Сагындыкова и его супруги Шуги Чукеновой был подобен взрыву водородной бомбы. На сегодняшний день он по-прежнему под стражей, мадам Чукенова находится под домашним арестом. Люди, не посвященные в тайны “Нефтестроя”, судачат: неужели этот тихий, интеллигентный человек замешан в чем-то противозаконном?
Однако следствие и ревизионная комиссия, специально прибывшая из Алматы разгребать авгиевы конюшни “Нефтестроя”, практически едины в своем мнении - тут дело не чисто. Пахнет деньгами, и пахнет дурно.
В свою очередь “НП” провело собственное расследование событий, происходивших в Актау год-полтора назад.
Тогда, после ряда комплексных проверок, проведенных ревизорами АО “Мангистаумунайгаз” в трех строительных дочерних компаниях, был выявлен целый букет нарушений: приписки, финансовые злоупотребления, “мертвые души” и т.п. Тогда было принято единственно верное решение о реорганизации этих производств путем создания на их базе единого предприятия - “Ойл Констракшн компани”.
Объединенную компанию возглавил Хайрула Оспанов, который активно начал наводить порядок. Что не могло не вызвать недовольство среди оставшихся не у дел бывших управленцев, уже привыкших чувствовать себя хозяевами жизни. Было все: и скандалы, и угрозы, и акции устрашения...
Чуть раньше подобная реорганизация была проведена в транспортном подразделении ММГ, которым руководил герой наших предыдущих публикаций - Бай. Букет нарушений был примерно тот же, и наводил порядок в обновленной компании тот же Оспанов. Так что за короткий период времени честный и деятельный менеджер нажил себе немало влиятельных врагов, которые в конечном итоге объявили ему войну. Не на жизнь, а на смерть.
Сегодня фигуранты этой войны - бывший директор ТОО “Нефтестрой” Амандык Сагындыков и его сын Ержан - дожидаются суда в Актауском СИЗО.

Два в одном
Партнеры, пользовавшиеся услугами компании Сагындыкова, никогда точно не знали, с кем, собственно, они имеют дело. С директором ТОО “Нефтестрой” или с руководителем ТОО “Нефтестройсервис” - Амандык Сагындыков выступал одновременно и в той и в другой роли. Да и обе фирмы - одна, принадлежащая акционерному обществу, другая - частная - находились по одному адресу.
Согласно учредительным документам, ТОО “Нефтестройсервис” было зарегистрировано 8 июля 1997 года. В уставе прописаны основные виды деятельности: строительно-монтажные и отделочные работы, оказание услуг населению, реализация ГСМ и даже производство и реализация спиртных напитков и табачных изделий.
А теперь, чтобы понять, насколько личные интересы руководителей “Нефтестроя” и “Нефтестройсервиса” переплелись между собой, достаточно ознакомиться с составом учредителей последнего, а также с размерами их вкладов в уставной фонд:
Куванов К. (начальник участка №3 ТОО “Нефтестрой”) - директор ТОО “Нефтестройсервис” - 25%.
Чукенова Ш. (жена директора ТОО “Нефтестрой” А.Сагындыкова) - 25%.
Бикчурина Ф. (жена главного инженера ТОО “Нефтестрой” Р.Бикчурина) - 10%.
Койшибаева Г. (жена заместителя директора ТОО “Нефтестрой” К.Абилова) - 10%.
Жубаев А. (главный механик ТОО “Нефтестрой”) - 10%.
Байжигитов Б. (начальник участка №1 ТОО “Нефтестрой”) - 10%.
Мединаев М. (начальник ПТО ТОО “Нефтестрой”) - 10%.
Большинство вышеупомянутых учредителей до настоящего времени в уставной фонд не внесли ни тиынки. Но через три года, так и не сформировав уставной фонд, фактически не имея собственного офиса, материально-технической базы, даже штатных работников, “Нефтестройсервис” получает гослицензию на производство строительно-монтажных работ.
А 7 июня 2000 года акимат Актау принимает решение о передаче в аренду ТОО “Нефтестройсервису” сроком на три года земельного надела площадью 1,066 га. Ту самую площадь, на которой размещалась производственная база “Нефтестроя”.
Еще через два года акимат эту территорию продает арендатору в частную собственность за 772850 тенге. Математика сделки предельно проста. После нее к “Нефтестройсервису” отходит 99,4% земельного участка “Нефтестроя”. А вместе с землей впридачу - столярный цех, два огромных склада, бокс на три автомашины, административные помещения.
А еще раньше, до оформления сделки, на территории ТОО Сагындыкова-старшего появилась газозаправка Сагындыкова-младшего. Автомобильные очереди к ней никогда не кончались. А вместе с ними не кончались деньги.
350 тысяч тенге в месяц - так оценил доходы от заправки Ержан Сагындыков на допросе в полиции. Впрочем, этот доход не мешал Сагындыкову-младшему числиться в штате ТОО “Нефтестрой” слесарем-механиком при отсутствии соответствующего образования. И при этом ежемесячно получать незаработанный оклад и даже премиальные.

Семейный бизнес
А собственно, чего церемониться. Бизнес-то семейный! В свое время водителями-операторами в ТОО “Нефтестрой” работали родные братья директора - Ураз и Даулет. Сестра жены Роза Чукенова до прихода Оспанова работала в “Нефтестрое” начальником отдела кадров.
(Кстати, при обыске в квартире Сагындыкова нашли весьма любопытный документ, согласно которому в 1993 году Роза Чукенова на месторождении Каламкас купила в частную собственность рабочее общежитие для рабочих. Всего за 4 тысячи тенге.)
Не остался без внимания и братишка жены Асылбек Чукенов. Он работал водителем у Сагындыкова. Были обласканы и другие близкие люди.
В такой обстановке многие производственные дела можно было решить за семейным столом. Ан нет, приключилась семейная ссора, прозванная в народе “обойной историей”. И сор был вынесен не просто из избы. Дело дошло до суда.

“Обойная история”
Жена судилась с мужем. В 1998 году частный предприниматель Шуга Чукенова поставила ТОО “Нефтестрой” обои и оконные завертки на сумму 2 056 932 тенге. Оплата же за полученный товар предусматривалось бартером - нефтепродуктами и продуктами питания.
Однако “Нефтестрой” не торопился возвращать долг. И через два года, в апреле 2000 года проценты с учетом ставки рефинансирования достигли 525 222 тенге. Кстати, сведущие люди говорят, что острой необходимости в предложенном Чукеновой товаре не было, так как в этот период аналогичных материалов на складе ТОО “Нефтестрой” накопилось на сумму 792 тысячи тенге, в том числе только обоев на сумму 790,8 тысячи тенге.
Как объяснит кладовщик, фактически товар от мадам Чукеновой поступил на склад на пять месяцев раньше оформленного договора, а именно в августе 1998 года, после чего сразу же пошел в расход работникам в счет заработной платы. Оставшиеся же 1512 рулонов до сего времени не нашли применения и хранятся на складе.
Но в Актауском городском суде директор “Нефтестроя”, он же ответчик и он же муж истицы Чукеновой, соглашается удовлетворить ее исковое заявление. Суд закончился мировым соглашением между супругами и стоил “Нефтестрою” почти 550 тысяч тенге в виде штрафных санкций.
Долговые же обязательства перед своей дражайшей половиной глава семейства закрыл вполне реальной автомашиной МАЗ с полуприцепом. Образовавшийся при этом долг за госпожой Чукеновой был элегантно прикрыт фиктивным договором на якобы поставку в “Нефтестрой” 30 тонн цемента.
Но самая красивая операция носила название -

“Аренда”
трубоукладчиков

На балансе ТОО “Нефтестрой” в 2000 году был один трубоукладчик. Еще два были взяты в аренду у ОАО “ММГ”. Кроме этого, по документам значатся два трубоукладчика, взятые в аренду у ТОО “Нефтестройсервис”. Последнему на основании счет-фактур, регулярно выставляемых в адрес ТОО “Нефтестрой”, отпускались бензин, стройматериалы, трубы и другие ходовые товары.
За аренду из расчета 240 тысяч тенге в месяц платили вплоть до сентября 2001 года. Словом, до того времени, пока в объединении не пошли разговоры о предстоящей реорганизации. Тогда аренда была прекращена.
Все бы ничего, но трубоукладчики при проверке оказались мифическими. Их в “Нефтестройсервисе” просто не было. Тем не менее деньги шли в частный карман. Ни много ни мало - 4 миллиона 300 тысяч тенге.
Все вышеперечисленные факты - лишь маленькая толика финансовой проверки.
Недостроенный особняк гордо взирает сверху вниз. Видимо, так и было задумано, чтобы из окон можно было всегда видеть свои владения - усадьбу “Нефтестроя”. Или “Нефтестройсервиса”? Впрочем, какая разница - в семейном деле все общее...

Актау
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп