Притяжение Каабы Кайрбек Нагуманов Духовное поле ислама пять раз в сутки поворачивает лица наших правоверных на юг, в другую точку планеты. Даже в конечном пункте его земного пути - могиле - лик мусульманина обращен туда же. Точка эта, точнее куб, называется Кааба Семь раз обойти Каабу - это священный долг каждого мусульманина. “Соверши хадж!” - гласит пятая заповедь ислама. Жидда считается воздушными и морскими воротами Мекки, до которой рукой подать - 78 км. Для меня же контрольно-пропускной пункт аэропорта оказался воротами еще и в мир неожиданный, почти нереальный. И этот мир произвел на меня впечатление не меньшее, чем сам ритуал хаджа.
|
Еще на подлете к Джидде нас предупредили, что в Саудовской Аравии действуют строгие законы шариата. Нельзя провозить алкоголь, порнографию. За щепотку наркоты - смертная казнь. Так и сказали: “Даже Назарбаев не спасет”. Рано, часа в четыре, усиленный микрофоном голос муэдзина зовет нас к первой утренней молитве. “Молитва полезнее сна”, - прозвучали последние слова, и со всех сторон к мечети, стоящей в центре базара, устремляется многотысячный поток верующих. Мимо оставленых на ночь с разложенным товаром прилавков. Они прикрыты кусками тканей и лишь перехвачены бечевками. Из-под полога выглядывает вещь, за цену которой хозяин днем будет отчаянно торговаться с покупателем. И ведь никто не крадет, не трогает товар! Можно ли такое представить у нас? Здесь нет даже понятия индивидуального гаража - ни капитального, ни легкого, металлического. Тесными рядами днем и ночью стоят вдоль улиц легковые и грузовые машины, автобусы, джипы. Опять же, никто не угонит их, не разберет на запчасти. В гостинице мы требовали ключи от наших комнат. “Зачем? Не беспокойтесь. Никто ничего не тронет”. Конечно, полностью исключить воровство невозможно. В стране, кроме миллионов паломников, есть еще и миллионы иностранных рабочих из бедных, а то и попросту нищих афро-азиатских стран. Соответственно, с другим отношением к чужому. По пятницам у мечетей мне встречались нищие, у которых не было руки, а то и обеих, “аккурат” от запястья. Нетрудно было догадаться, что законы шариата неумолимы: “Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что сделали они, в назидание от Бога” (Коран, сура 5, аят 42). За грабеж - смертная казнь. Приговор исполняется публично, в пятницу. “Как отсекают кисти рук, я не видел, - рассказывает Канат из Южно-Казахстанской области, четвертый год обучающийся в Исламском университете Медины. - Видел их уже выставленными на показ. Не меньшим откровением для меня был культ женщины в саудовском обществе. За полмесяца пребывания здесь я не встретил ни одной работающей женщины. Ни в аэропорту, ни среди обслуживающего персонала гостиниц, ни за прилавками магазинов, ни в других местах. На жизнь зарабатывают только мужчины. Женский труд используется только там, где надо обслужить сам слабый пол: лечить в больницах, учить в школах. Есть и небольшое число хорошо образованных саудовских женщин, занятых в сфере экономики. Некоторые даже владеют крупными фирмами. И все же в королевстве Саудовская Аравия вне семьи работают только пять процентов женщин. В своем подавляющем большинстве они здесь заняты самым важным для человека и общества делом - воспитанием своих детей. Саудовская женщина продолжает оставаться для мужского пола той, перед которой надо преклоняться, которую надо уважать. Почтение к ней начинается с ее одежды. В Мекке или Медине язык не повернется обозвать девушку “телкой”, как это принято у нас на молодежном сленге в отношении полуобнаженных по нынешней моде девушек. Ведь здесь одежда скрывает наготу и контуры всех частей тела, которые не должны видеть посторонние. Этому служат просторные мягкие силуэты, подчеркивающие в женском облике достоинство и целомудрие. Голова покрыта платком или покрывалом. Во время хаджа женщин с прикрытыми лицами было немного, на мой взгляд, процентов 20-30. Причем и в этом они на выдумки хитры. У части из них лицо прикрыто не полностью, а оставлена узкая прорезь для глаз. Наше превратное представление о саудовской женщине, как о заключенной в глухих стенах семьи и дома, рождено нашим же образом жизни. Сама же она так себя не чувствует. Она более свободна и защищена, чем наши женщины. Перед ней нет проблемы как выйти замуж. У нее не болит голова, как прокормить семью. Ее не беспокоит, что муж на работе или по дороге домой может “гульнуть” налево. Она не боится остаться в жизни одной с детьми. На ее детей не обрушивается поток секса и насилия с экранов и газет. В этом королевстве нет преступности, пьянства, наркомании, СПИДа, проституции, венерических болезней, внебрачных и брошенных детей, насилия в семье, сирот при живых родителях и забытых стариков при живых детях. Саудовцы нас с западным образом жизни воспринимают как варваров. Да и сами мы, паломники, делясь между собой впечатлениями от увиденного, сравнивая наши жизни, приходили к неутешительному выводу: варвары мы, варвары и есть.
|