11 июля 2003
№ 27 (267)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Театральный транзит

В минувшие выходные столицу посетил с гастролями Казахский государственный академический театр драмы им. М.Ауэзова

В рамках года Казахстана в России труппа знаменитого театра совершила поездку с большой культурной программой в Омск, а по пути в Алматы представила несколько спектаклей в Петропавловске и Кокшетау. И вот - долгожданная встреча с астанинским зрителем.
Открывая гастроли театра, министр культуры, информации и общественного согласия Мухтар Кул-Мухаммед отметил, что это первые большие гастроли главного казахского театра страны за последние годы. Из этого академического театра вышли великие, выдающиеся деятели казахского театрального искусства.
В столице в течение трех дней состоялся показ разных по стилю спектаклей. Выступления на сцене ГАТОБ им. К.Байсеитовой открылись музыкальной комедией Мухтара Ауэзова “Айман-Шолпан”.

В Астане труппа Ауэзовского театра была 5 лет назад. Накануне отъезда из Астаны мы побеседовали с директором театра Еркином Жуасбеком.
- Каковы ваши впечатления от гастролей?
- Гастроли начались 14 июня с Омска. Мы привезли 3 постановки - новый спектакль “Айман-Шолпан”, спектакль, который давно находится в нашем репертуаре, “Кош, махаббат” и новую постановку “Махаббат дастаны” - поэму о любви, спектакль, ставший победителем прошлогоднего Республиканского фестиваля театров Казахстана. В Омске гастроли длились 6 дней, затем еще 4 дня мы ставили спектакли в райцентрах Омской области, где компактно проживает казахская диаспора.
Судя по отзывам, гастроли прошли успешно. Так случилось, что в Омской области наш театр был впервые. И нам было очень приятно видеть тот большой интерес к казахскому искусству, который проявляли не только казахи, но и представители других национальностей, проживающих в этом регионе.
Спектакли шли с синхронным переводом, но зачастую этот перевод не был нужен - нас понимали и без него. Наш новый спектакль “Айман-Шолпан” с музыкальным сопровождением, танцами, в жанре мюзикла проходил на “ура”. В Омске мы играли на сцене старейшего академического театра драмы. Думаю все остались под большим впечатлением от этих встреч - и губернатор области Полежаев, и представители казахской диаспоры, и главы администраций районов, и все жители Омска, кто пришел на наши спектакли. В Петропавловске наши гастроли совпали с юбилейными мероприятиями, посвященными Макжану Жумабаеву. Так получилось, что в одно время там проходили и торжественные мероприятия, и айтыс, и гастроли “Тамаши”, и мы даже опасались, что зрителей на наших спектаклях будет немного. Но наши опасения оказались напрасными.
- Как Астана приняла ваши постановки?
- Конечно, на первом спектакле аншлага не было. Но на второй и третий день зрителей было очень много. В определенном смысле астанинский зритель немного разбалован - в столицу сегодня приезжает немало известных и популярных театров, творческих коллективов, ярких личностей. И это очень хорошо - создается нормальная конкуренция. И мы рады, что столичный зритель по достоинству нас оценил, придя на наши спектакли.
- Не секрет, чтобы привлечь зрителя, сегодня требуется немало усилий. И, наверно, непросто найти ту золотую середину в репертуарном плане, который бы учитывал пристрастия зрителей разных возрастов: кому-то нравится классика, кому-то популярные ныне мюзиклы. Чем живет сегодня Ауэзовский театр?
- Года два назад основной задачей театра, и не только нашего, было вернуть зрителя. Посудите сами, какой настрой на творческую работу может быть, когда на сцене играет, допустим, 100 человек, а в зале находится 20 зрителей. Искусство ради искусства никогда не сможет жить. Сейчас интерес к театрам вообще возрос. Мы должны работать для массового зрителя. Сейчас мы проводим маркетинговые исследования, определяем вкусы зрителей, их предпочтения. Это позволяет корректировать репертуарную политику.
Иногда одни нас упрекают в том, что мы ставим только классику, другие, наоборот, считают, что много современной драматургии. Но театр должен быть разносторонним, многожанровым. Сегодня у нас есть и камерные спектакли, и музыкальные комедии и трагедии, и плакатные спектакли. Раньше в театрах наблюдалась тенденция, когда был один режиссер. Сейчас в театр мы приглашаем разных режиссеров.
Мы придерживаемся направления, что в репертуарном театре, каким является наш театр, должны работать режиссеры, представляющие разные поколения, с разными творческими задумками. К тому же когда театр никуда не выезжает в течение долгого времени и варится в собственном соку, - это нездоровая ситуация, ведущая к творческому застою.
Министерство культуры, информации и общественного согласия поддержало наш театр, дав возможность выступить с гастролями в разных городах Казахстана и России, за что мы очень благодарны. К тому же, работа на разных сценах помогает творчески расти нашим актерам, почувствовать разницу зрительского дыхания, получить необходимый опыт. На гастроли мы взяли в основном молодежь.
- Сегодня часто говорят о дефиците хорошей добротной драматургии. Как данный вопрос решается в вашем театре?
- Действительно, сегодня на хороших драматургов большой спрос, существует определенный дефицит хороших пьес. Мы пытаемся решить этот вопрос самостоятельно. Весной текущего года мы объявляли конкурс, после которого к нам поступило около 20 драматических произведений, из них мы отобрали 3 пьесы для постановки. Такую практику будем продолжать и впредь.
Работа драматурга считается законченной лишь тогда, когда пьеса поставлена на сцене. Даже ставя великого Шекспира, нельзя автоматически гарантировать успех спектаклю. И здесь очень многое зависит от драматурга.

Андрей Нестеров, Астана
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп