04 июля 2003
№ 26 (266)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Мода “made in Kazakhstan”

Ирина Гайкалова

Мода - величина непостоянная, мадам ветреная и капризная. Трудно быть ее преданным поклонником, но и отвергать ее существование и влияние на жизнь человеческую тоже бессмысленно. Мы решили поговорить о таком явлении, как казахстанская мода: кто сегодня ее диктует, что влияет на наши вкусы и предпочтения и когда, в конце концов, отечественные модельеры будут иметь широкое признание?

Как гласит легенда, казахстанская мода получила официальное рождение в 1947 году от швейной лаборатории, переросшей впоследствии в академию моды “Сымбат”. Сегодня в Казахстане внушительное количество домов мод и зарекомендовавших себя на подиумах мира модельеров. В принципе, нам есть чем и кем гордиться. Однако дорогостоящие авторские работы, купить которые может далеко не каждый, не могут определять тенденции моды в стране, как не могут удовлетворить они все запросы и потребности общества.
Существует мнение, что основным и чуть ли не главным диктатором вкуса стали... продавцы одежды широкого потребления. Именно они выбирают самые “топовые”, на их взгляд, вещи, причем только “ходовых” размеров, и везут сюда из Китая и Турции. Кого-то этот факт радует, кого-то удручает. “Люди делятся на две категории. Одни хотят быть как все, другие хотят отличаться от остальных. Естественно, первые процесс тормозят, вторые его продвигают. Но пока в Казахстане не будет развиваться должным образом легкая промышленность, трудно говорить о развитии индустрии моды как таковой”, - так определяет свое отношение к проблеме Игорь Горбатенко, директор агентства моделей “Hype Models”. Развитие модного бизнеса в стране все-таки напрямую зависит от развития отечественного производства, в частности сектора легкой промышленности. По мнению представителей ассоциации легкой промышленности Казахстана, создание конкурентоспособной продукции - первоочередная задача по подготовке промышленности к вступлению в ВТО.
Сегодня, когда в текстильной промышленности износ оборудования составляет более 70%, а большинство предприятий работает всего на 10% своей мощности, говорить о том, что мы готовы к хорошей работе и в ближайшем будущем завоюем отечественный рынок, просто бессмысленно, считают представители ассоциации.

Они знают толк в моде

При этом все составляющие для создания тех же коллекций прет-а-порте у нас есть: продуктивные дизайнеры, оборудование, идеи, сырье. Художник-дизайнер Балнур Асанова, недавно вернувшаяся из Москвы, где она представляла коллекцию на Неделе моды, была поражена трепетным отношением российского правительства и мэрии города к дизанейрам-модельерам. “Это совершенно поразительно: авторские работы востребованы, их приходят не просто посмотреть (как это происходит у нас), их приходят купить.
А предприниматели (байеры) приезжают заключать контракты на производство. Правительством России, на мой взгляд, созданы все условия для развития легкой промышленности. Конечно, есть свои проблемы, но по сравнению с нашими они кажутся такими простыми. Мы же платим налоги наравне с казино, не можем взять кредит с нормальными процентными ставками. Как развиваться моде в нашей стране - непонятно”.
Единственное, в чем уверены сегодня наши респонденты: мода в Казахстане есть, ее не может не быть, пока есть люди, работающие в ней, думающие о ней и поражающие мир своими оригинальными находками.

Мысли о моде
и не только

Игорь Горбатенко - человек не нуждающийся в особых представлениях, много лет отдавший развитию отечественного рынка модельных услуг. Его взгляд на моду и проблемы, связанные с ней, можно назвать несколько прагматичным и лишенным иллюзий.

Наши в Москве - одни из лучших

Титанические труды отечественных дизайнеров одежды Горбатенко оценивает на жирную пятерку. По его мнению, заслуживает похвалы и тот факт, что даже в самые трудные времена люди умудрялись делать превосходные вещи.
“Сейчас у модельеров есть идеи, есть желание творить, но их останавливает непомерное бремя налогов. В конечном итоге продукт наших модельеров становится намного дороже, чем тот, который привозят из Китая или Турции”.
Он считает, что сегодня у нас есть множество фирм, которые шьют одежду, но они используют при этом не новейшее оборудование, не технологии. А для того чтобы производить хорошие ткани и одежду, соответственно необходимо наличие этого оборудования. Но проблема не только в этом. Пока мы не научимся обращать на себя внимание (заниматься физкультурой, например) и подходить ответственно к выбору одежды, мы не можем считать себя цивилизованными людьми. Другой грех, совершенно невыносимый для Игоря, в который мы не должны впасть никоим образом: позволить сотворить себе кумиров, одеваться, подражая кому-то. Потому что подделка всегда дешевле оригинала.
“Мода делит людей на три категории: есть люди-авангардисты, новаторы и консерваторы. Эти категории потребителей и диктуют нам условия производства различных модных вещей. Одежда также делится на три категории: от кутюр, прет-а-порте первой линии (и обычная) и, наконец, коллекционная. Последнюю категорию мы видим на наших рынках - одежда, выпускаемая громадными партиями. Цены, конечно, далеко не адекватные изначальным. При том, что такая одежда должна быть максимально доступной всем людям”.
К плюсам развития модного бизнеса Горбатенко относит следующий факт: уже третий год подряд в Казахстане будет проводиться фестиваль одежды прет-а-порте. Участвует в нем более тридцати фирм. Здесь происходит взаимообмен техникой, идеями, формами, веяниями. “С каждым фестивалем видно, как мы растем и движемся вперед”, - констатирует Игорь.
Человек, имеющий достаточно много денег, имеет и большие возможности приобретать высококлассную одежду, хотя, на взгляд Горбатенко, это не говорит о том, что у человека развивается хороший вкус. Вкус - умение выбирать определенный стиль. А это значит разбираться в том, к какому типу он относится, какие цвета ему лучше выбрать, какие фактуры тканей и так далее.
Естественно, чтобы хорошо выглядеть, человек должен обращать внимание на свою физическую форму. Чем совершеннее сложение, тем красивее смотрятся вещи. Насколько бы ни была дорога вещь, она не будет играть на все сто процентов, если фигура оставляет желать лучшего.
“И не стоит отождествлять себя с моделями на подиумах. Обычные люди отличаются от этих созданий по многим категориям. У моделей меньше головы, тоньше руки и ноги, они более графичны, одежда на них, что греха таить, смотрится лучше. Самая главная ошибка восприятия: мы все должны быть как модели! Все дело в том, что на подиумах всегда предлагаются остромодные вещи, которые выявляют те или иные тенденции одежды.
Эти тенденции важно уловить и взять на вооружение. Но ни в коем случае не копировать все, что предлагает подиум, пытаться примерить все это на себя. Модным человеком может считать себя тот, кого признали таковым другие люди. На мой взгляд, человек должен быть не столько модным, сколько стильным. Зрелость человека в моде - это умение определить собственный стиль и следовать неукоснительно его рамкам”.
Лариса Стародубцева, художник-визажист международного класса, рассматривает моду и ее тенденции с точки зрения... женщины. Она считает, что не мода определяет нашу жизнь, а мы определяем моду, а значит, в наших силах искать компромиссы с нею.
“В самой нашей душе есть стремление к моде. Мода - явление, зависимое от всех веяний жизни. В любой эпохе невозможно отделить друг от друга политику, макияж, одежду - ни одна из этих веточек нашей социальной жизни не живут отдельно. К примеру, острые шпили готики нашли свое отражение в головных уборах, в прическах, в макияже - забранная линия волос, ниспадающие вуали”.
Если в стародавние времена модные тенденции держались столетиями, то в наше быстротечное время мода меняется десятилетиями. Сегодня тенденция такова: модный человек - это прежде всего здоровый человек, успешный, активный.
“Спортивная мода сильно наложила свой отпечаток на модные тенденции. Все больше людей увлекается спортом, все больше носит спортивную одежду. Наш благодатный край располагает к такому образу жизни. Поэтому наши модные направления черпаются и из спорта. Нельзя этого не констатировать”.
Почему когда мы говорим о моде, то в первую очередь имеем в виду женскую моду? Лариса считает, что женщина всегда стремится быть более модной, чем мужчина. Она всегда тоньше реагирует на все изменения и модные тенденции. Сама природа заложила в женщине стремление к изменениям: “В жизни мы проходим через разные фазы своего развития, которые откладывают свой отпечаток на мировосприятие, а значит, и на наши предпочтения. Мужчины с возрастом становятся мудрее, но таких изменений, как у женщин, с ними не происходит. По большому счету, у женщины есть счастливая возможность примерить на себя и мужской гардероб”.
На гардероб алматинцев большой отпечаток накладывает менталитет. Та же мужская мода тяготеет к классике: наши мужчины в массе своей консерваторы, трудно вообразить себе большую востребованность экстравагантных нарядов в нашем мужском мире. На взгляд Ларисы, более открыты модным веяниям казахстанские женщины.
“Я думаю, у нас сегодня есть возможность одеться так, как того требует душа: будь то в бутике, будь то на рынке. Несмотря на все модные “выкрутасы”, алматинки отличаются от других женщин. Они всегда и везде на каблуках, легкий макияж с утра обязателен, украшения тоже. Меня еще радует, что у нас не прижилась униформа клерков - офисная мода пока не пустила у нас корни.
Хотя многое другое, конечно, находит свое отражение. По-другому не получается: если весь мир живет по одним стандартам, то и мы потихоньку вбираем в себя его элементы, традиции, каноны. И бояться этого не следует: мы все равно индивидуальны, потому что наш менталитет и традиции тоже находят свое отражение. Мы должны радоваться, что живем в такой стране, где идет вечное взаимопроникновение культур”.
Самое главное, по мнению мастера макияжа, не стремиться во что бы то ни стало быть ультрамодным, мода - это только внутренние ощущения себя. Любая вещь должна радовать душу, отвечать настроению. Остальное - неважно.

    Устами женщины 

Искать
компромиссы

Мода для меня понятие широкое. В одежде - это обычно вещи, которые мне нравятся и идут мне, к тому же это обязательно должно быть удобно. Я считаю, что в моем возрасте не следовать моде никак нельзя, а потому всегда интересуюсь последними новинками.
Большая часть моего гардероба - это готовая одежда. В основном покупаю одежду за рубежом, хотя и в Алматы сейчас можно одеться хорошо. Было бы желание. А вот вечерние наряды я обычно заказываю у Куралай Нуркадиловой, ОХI или у “Андрес”. Это тот эксклюзив, который нигде больше не купишь.

Джамиля Аимбетова, главный редактор журнала “Сезон”

Своя одежда
Я предпочитаю разные стили. Но ни на одном долго не задерживаюсь, это как парфюм - не один аромат, а несколько, на разные случаи жизни...
Люблю этнический стиль, который эффектен в своей самобытности, люблю европейский, который лаконичен и в то же время подходит для любой ситуации. Люблю “долгоиграющее” шитье сценических костюмов, где шаг за шагом вырисовывается потрясающий силуэт.
Если хронологически разложить историю костюма в моей жизни, то “сезоны”, как на географической карте, разбиты на периоды.
Сначала был период черного. Потом - желтого. Одно время “тянуло” на оранжевое, которое плавно перетекло в персиковый.
Теперь нет особых однотонных цветовых пристрастий, - я одеваюсь в яркие тона. Возможно, это обусловлено моими танцевальными пристрастиями (создание сценических нарядов - занятие сколь увлекательное, столь и недешевое. Это, как высокая мода, непрактичное, но потрясающее зрелище).
Вообще, люблю не готовую одежду. При моей нестандартной фигуре я предпочитаю заказывать одежду, привнося в костюмы свои элементы.
Хотя не только в этом причина: “своя” одежда - это всегда эксклюзив.

Джайли Танико

Мода - стиль жизни
Возможно я буду неоригинальна в своих взглядах на моду, но мне кажется трудно изобрести нечто особенное, размышляя над этим явлением. Да, мода есть мода. Она диктует нам условия, которые мы можем, конечно, не принимать и выглядеть при этом этакими большими оригиналами в костюмах а-ля пятидесятые и прическах “последние дни Помпеи”.
Но тогда, следовательно, надо будет принимать и все остальные условия игры: окружающие воспримут этот упертый консерватизм совершенно адекватно. Большим оригиналам (даже консерваторам) не следует слишком доверять, вести с ними дела и вообще - лучше держаться от них подальше.
Мода втискивает нас в рамки не только одежные, но и поведенческие. Мода - это образ жизни, образ мыслей, идеи. Она пронизывает наши тела и души, она пропитывает нас своими запахами, образами, притягивает нас и отталкивает одновременно. Нет, я не призываю быть как все, боже упаси. Я просто считаю несколько неискренними тех, кто безапелляционно и однозначно относит моду к разряду явлений совершенно ненужных и бесполезных.
Возможно, они не задумывались над истинной подоплекой модных составляющих нашу жизнь...

Анна Снегина,
заместитель главного редактора журнала
“Ваш капитал”

За модой вопреки погоде
В старые добрые времена тотального дефицита советским модницам приходилось туго. Но, как говорилось в Союзе, “вопреки погодным условиям наши колхозники собрали небывалый урожай”. Интерпретируя советскую классику на предмет моды, можно сказать примерно так: вопреки отсутствию приличных и модных вещей, однообразию и низкому уровню соответствующих печатных изданий, советские модницы не отставали от мировой моды. Американские и европейские фильмы 70-х и 80-х наглядный тому пример - мы умудрялись носить те же прически, джинсы-клеш и туфли на платформе, как на “загнивающем Западе”.
На фотографиях маминой молодости она и ее подруги и вовсе одеты в голливудском стиле - беретик, приталенное платье и классический английский пиджак. Отличие - у многих к лацкану пиджака прикреплены ордена или значки ГТО. И еще одно отличие, о котором я только сегодня догадалась, это качество и умение носить вещи. Голливудские красотки и красавцы носили вещи “от кутюр” известных мировых марок и из дорогих тканей. Нашим мамам зачастую приходилось шить самим или покупать ширпотреб какой-нибудь фабрики “Большевичка” или “Арай”.
И все же, годы “дефицита и товаров из-под прилавка” по-своему были хороши. Все уважающие себя модницы считали своим долгом уметь вязать, шить, фантазировать и создавать шедевры из дешевых тканей и редких аксессуаров. Это давало возможность ощущать себя частью большого мира. Короче, одеваться модно вопреки всему было весело, так что жить было интересно.

Зубайра Сералиева,
свободный журналист, Алматы
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп