НАТОВСКИЕ ПРИНЦИПЫ НОВЫХ РУМЫНОВ Ботагоз Сейдахметова В начале сентября Казахстан с первым официальным визитом посетит президент Румынии Ион Илиеску. А пока нашу страну на предмет региональной безопасности с огромным интересом изучают эксперты из стран-кандидатов в НАТО и ЕС. Оказалось, что у нас, то есть Центральной Азии, и у них - бывших стран социалистического блока - накопился приличный опыт в этом плане. В частности, в вопросах пограничной безопасности, незаконной миграции и контрабанды оружием. Свое личное мнение на вопрос регионального сотрудничества высказал “Новому поколению” представитель нового поколения румынских дипломатов, эксперт по безопасности министерства обороны Румынии, представитель департамента по Евро-Атлантической интеграции и обороной политике Валентин Филип Мой собеседник катастрофически молод. Молод, умен и открыт для всего нового и прогрессивного. И этот факт - молодость и абсолютная уверенность в себе и будущем своего государства - характерен для новой Европы. Под “новой” я имею в виду страны Восточной и Юго-Восточной Европы. После вступления в НАТО и Европейский союз они станут частью единой Европы и, по их собственному мнению, “вернутся в большую европейскую семью”, из которой их когда-то насильно вырвали.
|
Новое поколение румынских политиков, бизнесменов, дипломатов имеет несколько иной менталитет, чем их отцы и деды. “Новые” мыслят про-американски и прозападно, а потому Восточная Европа прощается с социалистическим наследием легче, чем в странах бывшего СССР. К примеру, расстрел румынского диктатора Чаушеску, который стоит в одном ряду с такими переломными мировыми событиями, как падение Берлинской стены и распад Советского Союза, новыми румынами воспринимается как признак свободного волеизъявления народа. Читай - началом демократических перемен в стране. В Казахстан румынский эксперт приехал впервые, для участия в международной конференции СЕАП “Вызовы региональной безопасности в Центральной Азии”. “Региональное сотрудничество является одним из механизмов, через которое можно обеспечить безопасность одного региона. Глобальная безопасность невозможна без сотрудничества на региональном уровне. Это сотрудничество включает целую сеть механизмов, которые могут снизить уровень опасности до минимального уровня”, - говорит Валентин Филип. - Одним из первых шагов является создание понятия философии сотрудничества, построенной на таких принципах как транспарентность и более всего - взаимное доверие. Так что все мероприятия с целью собрать разных партнеров за одним столом - очень важны. Только в рамках таких контактов на международном и многостороннем плане мы сможем создать представление об общих интересах, общих вызовах. - Мне кажется, это принцип, по которому работает НАТО. - НАТО, Европейский союз, ОБСЕ и другие международные организации разработали принципы сотрудничества, которые уже действуют. Но чтобы реализовать их на практике, должно быть региональное сотрудничество. Необходимо найти плодотворную землю для внедрения этих принципов в отдельном государстве. Например, в экономическом плане НАТО снижает свое военное присутствие на Балканах. Но, с другой стороны, появилась многонациональная сила на юго-востоке Европы, которая в этом году начала оперативные действия. Эти силы уже способны участвовать как реальные многонациональные силы для защиты безопасности в регионе и установления мира. - Стягивание сил НАТО к западным границам России вызывает у нее обеспокоенность. Как вы объясните эту ситуацию? - Такое неудовольствие вызвано тем, что у России нет права вето в Совете НАТО. Но давайте рассмотрим и наполненную часть стакана. Могли ли вы еще вчера представить себе, что натовские силы могут остановиться в Центральной Азии? Что Россия будет поддерживать этот шаг? Бывают пессимисты, бывают оптимисты. Но и те и другие содействуют развитию общества. Оптимист изобрел самолет, а пессимист - парашют. - Мы когда-то все были в одном социалистическом лагере. Что общего вы можете отметить между Казахстаном и Румынией как сторонний наблюдатель? - Я напомню о наследии общего тоталитарного прошлого: коллективизация, насильная индустриализация и другие меры, которые были приняты в социалистическом режиме. Мы не были в состоянии решать собственную судьбу, вести собственную внешнюю политику и собственную политику безопасности совсем независимо от Москвы. Кстати, во времена Чаушеску Румыния сохраняла часть своей автономии от Москвы. И у нас и у вас есть общее социалистическое наследие, общие экономические трудности переходного периода, новые вызовы, новые международные риски и угрозы. Но терроризм и экстремизм были всегда. Разница лишь в том, что во время “холодной войны” все угрозы были под эгидой противостояния НАТО и Варшавского договора. Мы все хотим стабильности, безопасности, география сделала нас соседями, мы связаны двумя морями - Черным и Каспийским. Геополитическая важность расположения наших стран позволяет нам делиться опытом.
| Краткие сведения о Румынии Географическое положение: государство в центре Европы Площадь: 238,391 кв.км/ 92,043 кв.мили. 12-е место в Европе Главные города, административное деление: Столица - Бухарест (2 037 278 чел. в 1996). Другие большие города: Констанца (348 269 чел.) Яссы (344 355 чел.), Тимишоара (334 тыс. чел.), Клуж-Напока (328 тыс. чел.), Плоешти (252 тыс. чел.). Румыния делится на 41 уезд; столица страны выделена в самостоятельную административно-территориальную единицу (Ilfov). Государственный строй: Румыния-республика. Глава государства - президент, глава правительства - премьер-министр. Законодательный орган - двухпалатный парламент, состоящий из сената и палаты депутатов). Население и язык: Население Румынии составляет 22 430 500 человек (январь 2001), из которых 48,9% - мужчины и 51,1% - женщины, средняя плотность 94,8 чел. на кв.км. Этническая структура: 89% румыны, 7% венгры, остальные 4% незначительные группы - немцы, цыгане, сербы, украинцы, турки, хорваты, греки, армяне, поляки, евреи. Румыны, которые находятся не в границах Румынии - приблизительно 9 миллионов. Официальный язык - румынский. Другие языки - венгерский, немецкий, английский, французский Денежная единица: Румынский лей RL. Вероисповедание: 83% - православные (Румынская православная церковь), 6% - католическая церковь, 11% - протестанты, лютеране, унитаристы, мусульмане, неопротестанты, иудеи. |
- Короткая поездка в Казахстан вряд ли дает возможность для реального осмысления ситуации в регионе. По-моему, это скорее дипломатическая миссия. - Позвольте мне ответить словами писателя Эрнеста Хемингуэя. Если ты хочешь написать статью о какой-то стране, ты должен выехать туда хоть на три дня. Если ты хочешь писать книгу, ты должен туда выехать на три месяца. Если ты ничего не хочешь писать об этой стране, то ты должен остаться там. - Казахстан в силу своего географического расположения является транзитным путем для наркотиков из стран юго-восточной Азии в Европу. Об этом часто говорят и в ЕС, и в НАТО. А какие конкретные меры по борьбе с наркотрафиком предлагает НАТО? - У нас есть всегда одна проблема - перейти от разговоров к конкретным действиям. Никто, кроме нас самих, не решит наши проблемы, в том числе с наркотрафиком. НАТО - военно-политическая структура. Борьба с наркотрафиком не является ее приоритетной задачей. Но она может содействовать борьбе с этой угрозой. Когда начнется процесс вступления в НАТО новых государств, будет выделяться больше фондов и других материальных средств для остальных участников программы “Партнерство ради мира”, включая государства Центральной Азии. Кто может знать лучше вас самих, в какие области и в каком количестве могут быть эти средства использованы? НАТО может давать какие-то основные направления, но руководство должно идти изнутри. Для этого нужно иметь доверительные и надежные отношения с партнерами в регионе. - Главное в расширении и НАТО, и ЕС - расширение зоны безопасности. Суверенитет сохранить при этом возможно? - НАТО не является наднациональной структурой. Структура НАТО межправительственная и состоит из трех компонентов: экономическое сообщество ЕС, оборонная политика и безопасность. А автономность внутри Европы начинается с каждого отдельного человека. - Философский ответ для представителя оборонного министерства. - В министерстве обороны Румынии новые кадры. Один из приоритетов нового поколения в этой структуре - это новые мысли. У молодых нет того менталитета, который был характерен для предыдущего поколения. Плюс ко всему у нас в Румынии существует общественный контроль военных сил. По графику мы постепенно сокращаем военные силы и переходим к общественному управлению министерства обороны. Наш министр не офицер, а общественный деятель. Дальнейший процесс будет идти с сохранением хороших отношений между двумя сегментами общества - общественным и военным.
|