На тонкой нити мира Юрий КОРЗУН, политолог Восток - дело тонкое”. Привычно повторяем мы эту расхожую фразу, и каждый вкладывает в нее свой смысл. Но менее всего задумываемся над той простой истиной, что где тонко - там и рвется. А ведь спокойная и стабильная жизнь Казахстана действительно висит на волоске. Потому что Центральную Азию, в которой находится наша страна, эксперты-политологи относят к наиболее взрывоопасным регионам мира...
Последние события на Кавказе и Ближнем Востоке, в Северной Африке и Юго-Восточной Азии свидетельствуют о том, что усилия мирового сообщества, направленные на обуздание чудовища по имени Международный Терроризм, не привели к сколько-нибудь значительному успеху. Террор - необъявленная, но мотивированная война, преследующая далеко идущие политические цели, - идет своим чередом. Идет уже не первый десяток лет. И нет в этой войне победителей, но побежденные есть и будут. Упаси нас Аллах попасть в их число, как это произошло с ближайшими соседями Казахстана - Кыргызстаном и Узбекистаном.
|
На излете перестройки Союз ССР испытал подлинный шок, узнав о кровавой резне в цветущей Ферганской долине. Версий о причинах тех трагических событий было раз-два и обчелся: война криминально-родовых группировок да махровый национализм отдельно взятых несознательных элементов. А спустя десять лет, когда отряды боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) под руководством Джумы Намангони вели ожесточенные стычки с правительственными войсками на подступах к Ферганской долине и в Сурхандарьинской области, когда в Баткене группы вооруженных до зубов моджахедов рвались к горным перевалам, получила право на жизнь и третья версия: это исламисты-фундаменталисты крови жаждут. Это им, фанатикам, не терпится провозгласить в благословенном краю Ферганский халифат - религиозное государство, созданное по образу и подобию Афганистана времен “Талибана”. Враг был назван. Исламизм, радикализм, ваххабизм, религиозный фундаментализм и экстремизм - сколько имен, помилуй Бог! Неискушенные в политологии обыватели и средства массовой информации с легкостью оперировали терминами, подлинного значения которых подчас не знали. Об “исламской угрозе” говорили, да что греха таить, и сегодня порой говорят с такой легкостью, что впору кричать об угрозе самому исламу со стороны цивилизованных невежд. Ведь тот же фундаментализм сам по себе отнюдь не является родовым признаком веры в Аллаха. Он - явление, присущее любой из мировых религий, в том числе и христианству. Достаточно вспомнить ярчайших его представителей, заявивших о себе еще в ХVI-ХVII веках, - кальвинистов и пуритан. Фундаментализм исповедует приверженность исходным идеям и канонам Веры, возвращение к ее истокам. К примеру, фундаментализм в исламе предполагает строгое следование нормам Корана и шариата и в личной жизни, и в семейно-бытовых отношениях, и даже в политике. Рост в XX веке фундаменталистских проявлений (и ваххабизма в том числе) в немалой степени обусловлен естественной реакцией мусульманского мира на процесс глобализации, который, как известно, сопровождается мощной политической, социальной и культурной экспансией Запада. Претворяя в жизнь идеи фундаментализма, исламисты пытаются построить свой мир, очищенный от западной шелухи. Тем не менее тезис о том, что корни терроризма уходят в конкретную религию, то есть ислам, не выдерживает никакой критики. Иначе пришлось бы признать ваххабитами, к примеру, боевиков ИРА, орудующих в Северной Ирландии. Для тех, кто избирает терроризм инструментом своей политики, Вера - всего лишь камуфляж, всего лишь способ оправдать убийство, предав забвению один из главных принципов всех основных мировых религий - “Не убий!”.
| Для идеологии границы - не проблема |
В нашей стране нет внутренних предпосылок для роста экстремистских настроений, но упрямые факты говорят о том, что угроза экспорта терроризма и религиозного экстремизма в республику извне достаточно реальна. Свидетельством тому - резкая активизация на юге страны деятельности функционеров запрещенной в Казахстане партии Исламского освобождения, более известной под названием “Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами”. Мировое сообщество успело накопить немалый опыт по части противостояния террористическому интернационалу. Из этого опыта, как отмечает руководство нашей страны, можно вычленить несколько основных стратегий антитеррористической борьбы: - ведение долгосрочной силовой борьбы с терроризмом в наиболее вероятных очагах его распространения; - противодействие терроризму и иным негативным социальным явлениям через создание единого пространства безопасности путем глубокой социально-экономической и политической интеграции и построения специальных континентальных институтов безопасности; - создание эшелонированной системы безопасности, то есть нахождение оптимальной комбинации структур и национальных систем обеспечения безопасности, укрепление взаимосвязи и взаимозависимости между этими системами; - формирование устойчивого диалога между теми странами, где отмечается повышенная террористическая активность. Это, как отмечает глава государства Нурсултан Назарбаев, наиболее сложная на сегодняшний день стратегия. Тем не менее и здесь первые подвижки в положительную сторону налицо. К примеру, Совещание по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), впервые созванное в прошлом году в Алматы. Немалой заслугой участников этого форума, и в первую очередь Казахстана как его главного организатора, можно считать тот факт, что две непримиримые стороны - Индия и Пакистан, готовые начать уничтожительный ядерный “диалог”, сели-таки за стол переговоров... Увы, даже перед лицом общей угрозы непросто достигнуть взаимопонимания. Примером тому - июньское совещание министров обороны стран-участников СНГ, состоявшееся опять-таки в Казахстане. Предложение российской стороны, нашего крупнейшего союзника, ужесточить контроль за продажей портативных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), которые вполне могут попасть в руки боевиков террористических группировок, на словах одобрили все участники встречи. Однако итоговый документ представители Грузии и Азербайджана подписывать категорически отказались. В чем причина? Неужели в долгом противостоянии двух военно-политических блоков - ОДКБ, ведущая роль в котором принадлежит Казахстану и России, и откровенно пронатовского ГУУАМ, в котором задают тон Грузия и Украина? Однако же один из членов “западного” блока - Молдова, с недавних пор проявляющая заинтересованность в укреплении как военного, так и экономического сотрудничества с государствами, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности, - поставила свою подпись под соглашением. Похоже, что дело не в несогласии с явно происходящим перераспределением ведущих ролей на военно-политической сцене, а скорее в желании скрыть имевшие место факты торговли ракетными комплексами “налево”. А между тем эксперты ООН скрупулезно подсчитали, что из почти 640 миллионов единиц легких видов вооружений только три (!) процента этого арсенала находятся в руках представителей силовых и правоохранительных органов. Остальное верой и правдой служит криминальным и террористическим структурам. Настало время в полной мере осознать то обстоятельство, что понятие национальной безопасности не может существовать вне безопасности региона. Региональную следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. А та, в свою очередь, должна быть частью евроазиатской системы безопасности, входящей в глобальную систему. Неспроста Казахстан - государство, суверенный “возраст” которого исчисляется всего двенадцатью годами, - за столь короткий по историческим меркам срок стал инициатором и проводником всех сколько-нибудь значимых инициатив, направленных на обеспечение безопасности региона. Свидетельством расширения сотрудничества с международной антитеррористической коалицией стала недавняя передача аэродрома в Шымкенте в распоряжение датского контингента ВВС союзников - в дополнение к уже используемому аэропорту “Манас” в Кыргызстане. Успешно развивается и сотрудничество в рамках ОДКБ - блока, созданного как инструмент восстановления системы безопасности Центральной Азии, развалившейся в свое время вместе с Союзом ССР. Третья международная организация - ШОС - прикрывает юго-восточное направление. Деятельно участвуя во всех трех структурах, Казахстан на практике осуществляет выдвинутую руководством страны идею создания вышеназванных концентрических кругов безопасности. “Не каждая из поставленных задач решается в одночасье. Необходимо признать: это трудный и долгий процесс, - подчеркивает президент Назарбаев. - Но только их успешное решение позволит Казахстану решить свою основную задачу - поддержание сложившегося режима национальной и государственной безопасности на постоянной и долговременной основе”.
|