13 июня 2003
№ 23 (263)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

ЛОМать - не строить

Светлана Грибанова

Казахстан - богатая страна. И богатства эти вполне конвертируемы. То есть их можно продать за твердую валюту, и будет нам “щастье”. Другой вопрос, сколько лет мы сможем жить припеваючи. Десять-двадцать? А потомкам в наследство оставим лунный пейзаж с указателями: на западе мы добывали нефть, на востоке - металлы, на юге - уран...

Невеселая перспектива - стать сырьевым придатком развитых стран, закупая у них же готовую продукцию, произведенную из нашего же сырья. Понимание того, что нужно поступиться сиюминутной выгодой и развивать перерабатывающую промышленность, дается тяжело не только простому обывателю, но и облеченным властью мужам. Все чаще с высоких трибун звучит слово “диверсификация”, что в переводе на русский означает “разностороннее развитие”.
В последнее время правительство предприняло ряд мер, которые должны способствовать этому процессу. Одна из подобных мер - принятая правительством программа импортозамещения. В ее рамках с целью поддержания внутреннего производителя на законодательном уровне были приняты меры, направленные на ограничение экспорта металлолома.
К вопросу о вывозе отходов за границу можно подойти по-дилетантски: мол, если в Китае готовы платить за наш металлолом валюту, то почему бы его не продать. Стране хорошо - в бюджет текут денежки, да и землю освобождаем от ржавого металла, охраняем, значит, окружающую среду.
И не беда, что налоги платятся мизерные, так как основные расчеты идут “черным налом”, что готовую продукцию нам потом приходится импортировать из того же Китая по ценам, в несколько раз превосходящим закупочные на лом металлов.

Такое железо нужно самому

В бывшем СССР металлоломом занимались сразу две организации - Вторчермет и Вторцветмет. Эти монстры советской экономики приказали долго жить вместе с империей. Однако это вовсе не значит, что внутри Казахстана не существует спроса на лом черных и цветных металлов.
Не будем говорить о нелегальных предприятиях по переработке металлолома. Есть ведь и вполне легальные и даже очень известные компании, использующие в своем производстве отходы металлов, такие как ЗАО “Испат-Кармет”, ОАО “Казахмыс”, Балхашский ЗОЦМ, АЗТМ, Павлодарский тракторный завод, Петропавловский ЗТМ, ТОО “Кастинг” и многие другие. Именно эти предприятия составляют казахстанскую металлургическую промышленность.
Действия правительства, направленные на ограничение вывоза металлолома, не замедлили принести свои плоды, считают специалисты отечественной металлургической отрасли.
Экспорт лома черных и цветных металлов в 2002 году сократился по сравнению с 2001 годом на 700 тысяч тонн. Но не вывезенные за границу тонны металлолома нужно искать не в чистом поле, а в цифрах, свидетельствующих о наращивании объемов производства различными металлургическими предприятиями.
Так, завод “Испат-Кармет” за период с 2001 по 2002 годы увеличил выпуск готовой продукции с 2,3 миллиона тонн до 4 миллионов тонн. А в 2003 году планирует увеличить производство до 5,2 миллиона тонн. Это больше, чем Карметкомбинат выпускал в советские годы, когда на казахстанскую Магнитку работал весь Вторчермет. “Казахмыс” наращивает объемы производства продукции, в том числе и за счет использования вторичного сырья. ТОО “Кастинг” выпускает 24 тысячи тонн в год катодной меди, проволоки для кабельной промышленности, троллейных проводов для электротранспорта, сплавов на основе меди.
Радует, что за последние годы не только встали на ноги существовавшие производства, но и активно появляются новые. В начале 2003 года, как говорят сами металлурги, произошло знаковое для отрасли событие: в Павлодаре запущена первая очередь стального мини-завода с проектной мощностью 700 тысяч тонн металлопроката в год.
В 2001 году в Алматы был открыт завод по переработке лома и медьсодержащих отходов производительностью 30 тысяч тонн в год на основе отечественных разработок и технологий. До запуска завода весь вторичный металл был сосредоточен в руках нескольких фирм-экспортеров и затем по заниженным ценам вывозился в Китай. Цена реализации при этом составляла только часть реальной.
В некоторых случаях, говорят эксперты, стоимость лома едва достигала 900 долларов за тонну при цене на Лондонской бирже металлов 1800 долларов. Основным средством платежей были наличные расчеты в валюте, то есть “черный нал”. Процветали фирмы, занимающиеся оформлением документов на экспорт, которые брали за свои услуги от 20 до 50 долларов за тонну. Весь бизнес был криминализирован. Суммы поступлений за экспорт составляли не более половины реальной стоимости. Остальные деньги передавались в наличной форме, “чемоданами”. По некоторым оценкам, доход сборщиков и экспортеров лома составлял до 100 миллионов долларов в год. Государство на непоступивших в бюджет доходах, сокращенных рабочих местах теряло в 4-5 раз больше.
Повышение ставок таможенных пошлин на вывоз металлолома не замедлило сказаться на объемах экспорта. Контрабанда лома сократилась до минимальных размеров, ведь теперь нужно за каждую вывозимую тонну металла заплатить как минимум 150 долларов. С учетом закупочных цен внутри страны это невыгодно. Создано более 2 тысяч рабочих мест, при этом число рабочих мест, связанных с заготовкой лома и отходов, увеличилось. Потому что стало выгодно продавать металлолом внутренним производителям металлопродукции. Закупочные цены отечественных предприятий на стальной лом достигают 50-55 долларов за тонну.
В то же время экспорт такого же лома в Китай декларируется по цене 50 долларов за тонну. А на китайских заводах тонна нашего стального лома стоит уже 95-100 долларов, габаритный тяжелый металл ценится намного выше. Разница между декларируемой и реальной ценой лома оседает в карманах экспортеров.
Еще большие деньги крутятся в сфере вывоза алюминия. При сегодняшних пошлинах на экспорт алюминиевого лома - 100 евро за тонну - цена реализации тонны вторичного алюминия составляет 650-700 долларов. На Лондонской бирже металлов стоимость вторичных алюминиевых сплавов составляет 1450 долларов за тонну. В Китае, основном потребителе нашего металлолома, цены на вторичный алюминий еще выше.
Нужно ли вывозить сырье, в котором нуждаются собственные предприятия? Создавать рабочие места не для своих рабочих, лишаться инвестиций, расширять производство, поднимать чужую экономику, то есть, по существу, работать на процветание другого государства? Любой здравомыслящий человек, очевидно, на все вопросы ответит “нет”. Казахстан пошел по правильному пути, и это принесло свои плоды.
Вместо сырья Казахстан теперь экспортирует готовую продукцию с высокой прибавленной стоимостью. Бизнес в этой отрасли стал прозрачным, появились высокотехнологичные виды продукции, в которых нуждается экономика. Совершенно очевидно, что металл не остался лежать на земле, а работает на экономику государства.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп