13 июня 2003
№ 23 (263)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Cмотри в оба 

Документальное кино будет жить!
Киношник - это диагноз!

Галия Тушкина, кинокритик

Я кинокритик, слово немного пугает моих знакомых. “Критик, как и будильник, не должен быть слишком деликатным”, - сказал как-то мой чешский коллега. И я с ним совершенно согласна. Многим мои статьи не нравятся, при встрече уже многие не здороваются или стараются натужно улыбаться. И это хорошо: если народ реагирует, значит, он живет. Моя профессия не дает расслабиться кинематографистам: режиссерам, операторам, актерам и даже... директорам киностудий.
Мэтры казахского кино - Ардак Амиркулов, Амир Каракулов, Серик Апрымов, совсем еще “юнцы” - Ануар Райбаев, Серик Утепбергенов, Асет Ерназаров, Ерлан Нурмухамбетов - о них были мои рассказы. Общение на равных с моим Мастером - Гульнарой Абикеевой на страницах “НП”, переход от ученичества в самостоятельную жизнь профессионала.
Репортажи со многих кинофестивалей: Санкт-Петербург, Рига, Вильнюс, Бишкек. Фильмы про это, про женщин, рецензии после премьерных показов, дневники и записки, всего уже не вспомнишь.
Однажды подсев на “иглу” кино, я хотела “подсадить” туда как можно больше наших читателей. Быть патриотом своего Отечества не стыдно, быть патриотом казахского кино просто необходимо. Пусть и дальше наш дорогой читатель знает, что казахское кино есть, как бы его не пытались скрутить годы экономического спада, оно будет!

Галия Тушкина

Казахский режиссер-документалист Калиола Омаров закончил съемки нового фильма “Путь Дукенбая”. Документальная картина посвящена жизни и творчеству известного казахского писателя Дукенбая Досжана, лауреата Государственной премии Республики Казахстан и Национальной премии имени М.Ауэзова. Дукенбай Досжан известен как автор романа “Шелковый путь”, романизированных биографий Абая и М.Ауэзова из серии “ЖЗЛ”, романа-хроники “Площадь” о декабрьских событиях 1986 года в Алматы, романа-исповеди “Весы”, более ста рассказов. Книгу “Гладиаторы степи” Дукенбай Досжан написал по предложению президента страны Нурсултана Назарбаева. Это художественная хроника о неординарных судьбах людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана

- Я давно уже вынашивал идею снять фильм об этом великом сыне казахского народа, - говорит режиссер Калиола Омаров, - при личной встрече с ним, в процессе работы над фильмом, когда я познакомился поближе с этим человеком, я понял, что Дукенбай Досжан не вмещается в рамки задуманного мною сценария. Настолько разносторонняя личность, столько в нем знания жизни, литературы, современной ритмичности, что мне с трудом удалось раскрыть его экранный образ.

В эти минуты режиссер сидит за монтажным столом, чтобы вскоре предоставить на суд зрителей свой новый получасовой фильм о человеке, которого называют Бальзаком казахского народа. Сам Калиола не новичок в кино. За плечами режиссера огромная и очень интересная биография. Уроженец небольшого села Жанакорган, что в Кызылординской области, Калиола всегда стремился к творчеству. По окончании школы вместе со своим другом Альжаном Абдуллаевым поехал учиться в Ленинград. Годы учебы в Ленинградском культпросветучилище, а затем в Ленинградском государственном институте культуры окончательно утвердили Калиолу в мысли, что он будет снимать кино.
- Я ходил по улицам Ленинграда, по тем местам, где когда-то ходил Пушкин, Гоголь, Достоевский... Представьте меня, юношу из глубокого казахского аула, и вдруг Петербург! Восторгу, который меня переполнял, не было предела. Я впитывал каждый день, каждую букву, каждое слово, чтобы потом подобающим образом воплотить на экране культуру своего народа.
Дипломный фильм “Кiсен ашкан” (“Воплощение”), посвященный жизни и творчеству великого Курмангазы, Калиола снял в 1982 году и сразу завоевал главный приз на кинофестивале “Белые ночи”. А дальше было признание в Таллине и в Москве.
После Питера Калиола вернулся в Алма-Ату и поступил на студию “Казахтелефильм”. Первые документальные ленты режиссера: “Таушен”, “Атамекен”, “Замана-шеру” стали первыми на пути к признанию Омарова как режиссера. Снять просто документальный фильм о нашем времени гораздо проще, чем посвятить себя изучению истории и архивных документов. Тем более что Омаров брался за исследование биографий тех людей, чьи судьбы долгие годы оставались под строгим запретом и в них было очень много белых пятен. Так было, когда задумали снять фильм “Жизнь и смерть господина Мухамеда Салиха”. Ученый-этнограф XIX века Мухамед Салих Бабажанов был членом Русского императорского географического общества и первым казахом, которому это общество присвоило Большую серебряную звезду. Режиссер, можно сказать, совершил гражданский подвиг, когда познакомил зрителей с жизнью и деятельностью Бабажанова, воскресил страницы истории, связанные с колонизацией казахских земель во второй половине XIX века.
- Знаете, когда я брался за этот фильм, в энциклопедии о Бабажанове было всего 5 строк: родился, учился, скончался. Где искать документы? Как докопаться до истины? Пришлось перелопатить весь архив, фильм получился насыщенный материалом и фотографиями, и это благодаря тогдашнему моему начальнику Гадильбеку Шалахметову.
После этого Калиола Омаров брался уже за самые пиковые темы. Фильм “Великий джут” по мотивам книги В.Михайлова “Хроника великого джута” об искусственно вызванном голоде и преднамеренном геноциде казахского народа в период коллективизации. Казахи после этой катастрофы восстановили численность населения 1926 года лишь спустя сорок лет...
“Следы преступлений остаются всегда, как их не прячь. Режиссер разыскал старые фотографии, хронику, опираясь на которые, показал ужасы, масштабы злодеяний. В фильме есть эпизод, когда оголодавшие едят детей. Страшно”. Под впечатлением фильма московский киновед Валерий Фомин написал эти слова в газету “Казахстанская правда”.
- Когда заходит речь о моем народе, о его судьбе, я не могу сдержаться и прятать правду. Я не боялся тогда партийного начальства. А ведь мой фильм “Желтоксан” о декабрьских событиях прошел через такие препоны, что страшно вспомнить. Помню, заканчиваю монтаж на телефильме, а напротив, в Доме правительства (на Новой площади в Алматы. - Авт.), у Колбина окошко светится, ждет, когда мой фильм принесут ему на просмотр. Фильм еле прошел в эфир, там были такие обличающие документы, что я сразу бы попал в немилость. Хорошо еще перед самым показом в студию приехали Шалахметов и Салых Земанов и взяли ответственность за показ на себя. Я считаю, что это подвиг...
Кризис в экономике очень больно ударил по культуре. Казахское кино на долгие годы оказалось в простое. Многие режиссеры, чтобы как-то свести концы с концами, уходили из профессии. Не обошла эта участь и Калиолу Омарова. Пришлось режиссеру, за плечами которого было больше десятка заметных фильмов, а на руках четверо детей, пойти на базар продавать сигареты. И можно было бы в тот момент навсегда проститься со своей профессией, если бы не чудо...
- Я не верил в сказки, особенно про Золушку, а тут вдруг такое... Сижу, торгую себе потихоньку у обочины сигаретами, и вдруг подъезжает машина и оттуда выходит мой друг Альжан, с которым мы вместе в Питер уехали. “Ты чего сидишь здесь, кино не снимаешь?” - он у меня спрашивает, а я говорю: “Денег нет”. Он мне говорит: “Езжай на студию, будут тебе деньги”. И точно, как в сказке, после обеда деньги перечислили, и я снова стал снимать кино.

Да, такие истории достойны экранизации. Друг Калиолы Альжан Абдуллаев стал не просто благодетелем, теперь они работают вместе. Недавно создали совместную студию “Калиола и Ко”, один снимает, другой его продюсирует.
- Я тоже всегда к творчеству тяготел, в детстве музыкой занимался, потом, правда, больше по технической части пошел, - заговорил молчавший до этого Альжан, - а когда снова встретил своего друга детства, творчество снова во мне всколыхнулось, и теперь я предан кино не меньше Калиолы.
В замыслах творческого тандема новый фильм о женщине, которая, оставшись вдовой в сорок лет, смогла достойно воспитать десятерых детей.
- Мне почему-то всегда везло, - продолжает свой рассказ Калиола Омаров, - я всю жизнь встречал на своем пути добрых людей, с самого начала моего творческого пути - это и Карим Танаев, и Муса Рахенбердиев, и вот Альжан теперь со мной. Мой младший братишка пошел по моим стопам, учится в Академии искусств. У нас столько планов, столько идей, и главное, у нас есть свобода творчества. А когда всех заставляют ходить строем и проходить через цензуру, какое здесь искусство? Настало наше время, и я просто счастлив, что снимаю документальное кино...

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп