23 мая 2003
№ 20(260)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

PRестиж компании

Асан Куанов

В современном Казахстане с недавнего времени среди таких ставших традиционными профессий, как пресс-секретарь и рекламный менеджер, свою нишу активно ищет PR-менеджер. Займет ли он прочные позиции?

Пиар бывает разным: черным, белым.... Что такое PR? Public relations в переводе с английского означает общественные отношения. Во всем мире профессия PR-менеджера зарекомендовала себя как одна из наиболее востребованных. Однако до сих пор иногда специалистов по связям с общественностью путают с пресс-секретарями и рекламными менеджерами. Из-за того, что на небольших предприятиях эти должности могут быть представлены одним лицом. Однако чем крупнее учреждение или компания, тем сильнее “разведены” в нем специалисты по имиджу, паблисити, связям со СМИ.
По словам директора агентства коммуникативного менеджмента “Ренессанс” Светланы Крутских, знания в области PR, приближенные к международным стандартам, дает степень MBA (магистр делового администрирования). Вузов, где можно получить эту степень в Казахстане, - единицы. За два года обучения студенту нужно будет выложить примерно 4-4,5 тысячи долларов.
Как таковых пиарщиков-магистров в республике очень мало. В основном на эту должность идут маркетологи, экономисты, журналисты и политологи. Хотя традиционно пиарщики должны быть подкованы по ряду вопросов в различных, не связанных между собой областях.
Светлана Крутских считает, что PR входит в маркетинг, как часть стратегии бизнеса компании. Если бренд-менеджер отвечает за лейбл, корпоративный - за правительственные и общественные связи (о чем мы более подробно расскажем в следующих номерах), то пиарщик должен работать в связке с этими специалистами. PR-менеджер в ответе за репутацию компании.
Трудно сказать, есть ли возрастной ценз среди PR-менеджеров. Но если учитывать, что подобная специальность в нашей стране прописалась недавно, что эта профессия предусматривает максимальную нагрузку на носителя PR-бремени, то рискнем предположить, что средний возраст пиарщиков - 25-30 лет.
Рассмотрим работу пиарщика на конкретном примере. Как нам рассказала PR-менеджер телекоммуникационной компании “Ducat” Диляра Айдарбекова, ее день начинается с мониторинга казахстанской, несколько реже российской и зарубежной прессы. Под пристальным вниманием вся отраслевая информация: новинки в сфере телекоммуникации, интернет-технологии etc. Интерес вызывают все сведения о конкурентах, исходящие как от них, так и из других источников. Кроме этого, большое внимание затрачивается на подготовку материалов, организацию презентационных акций, выпуск внутрикорпоративного издания.
Средняя заработная плата PR-менеджера составляет примерно 700-800 долларов. То есть если он начинает с 300 баксов, то по мере продвижения по карьерной лестнице соответственно растет сумма вознаграждения за труд. Диляра Айдарбекова говорит: чем организация объемней по кадрам, тем выше должна быть зарплата.
Агентство “The Best”, по словам его генерального директора Оксаны Колобовой, проанализировав рынок заработных плат в Казахстане, пришло к тому, что оплата труда специалистов по PR зависит от того, в какой сфере деятельности они нашли свое применение и в каких направлениях PR они специализируются. В частности, в среднем специалисты по связям с общественностью ежемесячно получают порядка 650 долларов.
Екатерина Куприянова, специалист по PR и маркетингу гипермаркета “City Center”, четко разделяет рекламу и PR. Если в круг взаимодействия первой входят лишь потребители, то, помимо них, во вторую категорию входят общество, инвесторы, партнеры и власти. Что касается работы со СМИ, то рекламщики покупают площадь и время, а пиарщики заинтересованы в освещении каких-то событий, рекламщики продают, а пиарщики формируют отношения, реклама - это воздействие, а PR - взаимодействие.
Пиар - это мнение о компании со стороны потребителей, клиентов, причем не с подачи этой организации, а благодаря информации, полученной из прессы, сюжетам в вечерних новостях на телевидении или специальным акциям. То есть это информация, распространяемая не прямым текстом. Выводы о компании должен сделать сам потребитель.
Если PR-менеджер, находясь в общественном месте, слышит диалог о впечатлениях, полученных от какого-либо мероприятия, разработчиком которого был он сам, - он получает удовлетворение от своей работы. Одно дело разрабатывать акции, другое - чтобы народ принимал их и запоминал. Еще одно из 500 определений PR - это когда положительная информация передается из уст в уста.
Чтобы стать профессиональным пиарщиком, необходимо уметь и любить общаться с людьми. Для этого PR-менеджер должен четко представлять свою компанию на рынке, знать миссию компании, ее цели и ценности. И предпринимать шаги согласно им.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп