18 апреля 2003
№ 15 (255)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Послание президента:
задачи настоящего и будущего

В республике продолжается обсуждение Послания главы государства народу Казахстана, прозвучавшего 4 апреля на совместном заседании палат парламента. Этот документ стал программой конкретных действий государства и общества в целом на ближайшие два года. А потому один из главных вопросов, остро стоящих на повестке дня: как четко и последовательно реализовать предложенные президентом меры по решению проблем различных сфер жизнедеятельности общества, с чего начать воплощение задуманного, чтобы осуществились планы и надежды?..
Своими размышлениями по этим и другим вопросам Послания поделились гости нашей полосы

Сергий Казимиров,
и.о. секретаря Епархиального управления, священник:

Свет мира

Слова главы нашего государства Н. А. Назарбаева, призванного, по слову евангельскому, быть “светом мира” и свечой, поставляемой “на подсвечнике, чтобы светить всем в доме” (Евангелие от Матфея), именуемом Республика Казахстан, всегда вызывает особый интерес и сугубо пристальное внимание православных казахстанцев.
На политической карте мира больше не существует страны, в которой родилось большинство из нас. СССР рассыпался, на его развалинах начали свое бытие новые национально-государственные образования. Человечество перешло рубеж второго и третьего тысячелетий. Уже 11 лет мы живем в молодой стране, строящей демократическое общество и правовое светское государство - Республику Казахстан, прочно и достойно вошедшую в мировое содружество наций и занявшую свое, узнаваемое место в мировом сообществе.
Послание президента народу Казахстана по основным направлениям внутренней и внешней политики на 2004 год свидетельствует, что за последние годы страна добилась значительных результатов. Успехи Казахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение уровня жизни населения общеизвестны и получили признание мирового сообщества.
Отрадно, что мы не успокаиваемся на достигнутом, а находимся в постоянном и плодотворном поиске перспективных путей устойчивого развития общества и государства, экономической и социальной сферы, дальнейшей демократизации общества, развития культурно-образовательной и духовной среды в последующем.
В стране сформированы ключевые институты демократии, гражданского общества. События последнего времени дают нам ясно понять, что интересы государства, национальной безопасности, политической стабильности, межнационального консенсуса, конфессионального мира хотя и значительно укрепились, но продолжают быть приоритетными и требуют дальнейшего внимания.

Саурбек Рузуддинов,
президент Казахстанской стоматологической ассоциации:

Здравоохранение просит внимания

В первые годы жизнедеятельности нашего суверенного государства здравоохранение было подвергнуто различным преобразованиям, которые не всегда шли ему на пользу. Если помните, Министерство здравоохранения превратили сначала в комитет, потом в агентство. Сколько поликлиник и учреждений мы потеряли в итоге всех этих преобразований, сколько средств медицины было потрачено на другие цели.
Это, конечно, отрицательно сказалось на здоровье населения: больных меньше не стало, а дело здравоохранения не продвинулось вперед. Поэтому произошедший возврат к стройной системе вертикальной и горизонтальной власти, несомненно, имеет положительный смысл. Все существующие сомнения по этому поводу можно развеять, взглянув на опыт стран бывшего Союза: ни одно из них Минздрав никогда не сокращало.
Недавно я приехал из Украины и убедился воочию - Россия и Украина действительно укрепляют государственное здравоохранение. При этом не мешают и созданию частных предприятий, но только на собственные средства предпринимателей. У нас же получилось так, что главные врачи приватизировали поликлиники и стали их хозяевами без вложения собственных средств. А врачи, проработавшие по тридцать-сорок лет, не имеют ничего. Это, на мой взгляд, один из явных перекосов состоявшейся приватизации.
Если мы хотим иметь нормальную систему здравоохранения, надо четко разделить частный и государственный сектора. Государственный должен развиваться сам по себе и решать свои глобальные задачи. У частного есть свои задачи. Мне кажется, такое разделение будет более прогрессивным.
Сегодня меня радует, что вновь заработала система вертикальной власти в медицине, что местным бюджетам доверено решать серьезные вопросы - наконец, начинается демократизация здравоохранения.
Президент высказал очень важную мысль: надо быстрее принимать закон о негосударственных объединениях. Действительно, законодательная база в этом отношении сильно отстала от реалий. Например, за границей существует закон о стоматологии - у нас же его нет. А если разработать и принять такой закон, это значительно улучшило бы жизнь и граждан и помогло бы работать врачам. В Турции тоже принят закон о стоматологии, и, сравнивая наши страны, можно сказать, что развитие турецкой стоматологии идет на более высоком уровне, чем у нас.
Резюмируя, хочу сказать следующее: в отношении медицины, в первую очередь, следует укрепить законодательную базу. Во вторую, дать больше полномочий профессиональным ассоциациям, как это сделано на Западе. Проблемы аттестации, повышения квалификации, лицензирование - все это лежит на плечах профессиональных организаций.
В-третьих, государству надо обратить более пристальное внимание на такую массовую отрасль, как стоматология. Нужно больше средств выделять на стоматологию, чтобы сохранить здоровье людей. Сегодня уже известно всем без исключения, что от здоровья зубов зависит состояние здоровья всего организма.

Берик Абдыгалиев,
Институт национальных исследований:

Значимость Послания будет высокой...

Послание Президента, безусловно, при существующей конфигурации политической системы, событие знаковое. В политической части, на мой взгляд, оно сохраняет принципы “дозированной демократии”...
Сегодня важно, чтобы деятельность власти соответствовала тем критериям и требованиям, которые предъявляет ей сложившаяся в стране социально-политическая обстановка.
В любом случае, значимость Послания народу 2004 года будет высокой, если его не постигнет участь Послания образца 1998 года, где были провозглашены радикальные меры по демократизации политической системы, о которых сейчас мало кто помнит. Чтобы это не повторилось, необходимо нормативно закрепить конкретные идеи, озвученные в Послании, в форме, например, Государственной программы политических реформ. Данная программа должна предусматривать изменение системы формирования избирательных комиссий и выборов мажилиса.
Во-первых, избирательные комиссии должны формироваться маслихатами по представлению политических партий. Это должно обеспечить избирательным комиссиям независимость от исполнительной власти и способствовать проведению честных выборов.
Во-вторых, необходимо увеличить количество депутатов мажилиса до 134 мест.
В-третьих, мажилис должен формироваться по принципу 50х50, то есть одна половина (67) депутатов должна избираться в одномандатных округах, другая половина (67) - по партийным спискам. Кроме того, необходимо снизить порог прохождения в мажилис для политических партий с 7 до 5 процентов. Анонимный характер и порядок принятия политических решений могут быть преодолены также путем выборов акимов всех населенных пунктов непосредственно населением, а акимов областей - местными представительными органами власти - маслихатами.
Политическая судьба акимов должна быть поставлена в зависимость от волеизъявления граждан на периодически проводимых выборах.
Все это логически вытекает из Посланий Президента как 1998, так и 2003 годов. Теперь это все необходимо оформить в специальный документ, что будет эффективным инструментом реализации положений Послания главы государства. Именно это может ускорить ход политических реформ в Казахстане, придать ей определенность и предсказуемость.

Арыстанбек Алиев,
генеральный директор Дирекции республиканских международных культурных программ Комитета культуры МКИОС РК, кандидат исторических наук:

Культура и история - основа патриотизма

Послание президента получило в мире культуры и искусства весьма широкий отклик. Впервые за всю историю независимости будет начата всеобъемлющая работа по возрождению культурного наследия страны. Был в нашей истории Год поддержки культуры, который позволил решить многие проблемы данной сферы, но вместе с тем подобный системный подход впервые продемонстрировал четкое место культуры в жизни государства и общества.
То, что Казахстан богат своей историей - неоспоримо, одним из свидетельств чему является прошедшая недавно в Эрмитаже, Оружейной Палате Московского Кремля выставка “Золотой воин”, вызвавшая восхищение подлинных ценителей искусства. И это лишь одна из деталей нашей истории, а сколько у нас еще неисследованного?
В частности, на мой взгляд, до сих пор не нашло свое достойное место в мировой культуре изучение остатков городища Сарайчик, являвшегося ставкой некогда могучей Золотой Орды.
Помимо исторической составляющей намечены и другие аспекты культурного развития. Одним из них является строительство объектов в новой столице. Ведь многие крупные города мира известны именно своими крупнейшими центрами культуры - Гранд-Опера, Лувр в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Ла-Скала в Милане. Уверен, что и новая столица - Астана - будет узнаваема в мире, как крупный центр именитых культурных учреждений.
Актуальность вопросов возрождения культурного наследия подтверждает и тот факт, что практически сразу же после Послания тема разработки и начала реализации Программы “Культурное наследие” была рассмотрена на заседании правительства страны.
В своем экономическом развитии страна достигла того уровня, когда она может системно подойти к возрождению культуры. Культура же, в свою очередь, должна благотворно отразиться на экономике страны посредством всплеска туризма, интереса иностранцев, инвестиций.
Каждая нация, каждый народ уникален исключительно благодаря своей истории. Народ, не знающий своей истории, не может претендовать на уважение мирового сообщества. Именно культура и история являются одной из главных основ патриотизма и воспитания здорового поколения.

Сейтказы Матаев,
председатель Союза журналистов РК:

Журналисты давно готовы к диалогу

Впервую очередь, меня порадовало все сказанное президентом относительно демократизации нашего общества, усиление внимания к развитию гражданского общества. Этому была посвящена отдельная глава. То, что власть идет на диалог с обществом, - очень важно и позитивно. В Послании президентом были намечены приоритетные задачи страны на будущий год.
Позитивным несомненно является и высказанные главой государства мысли о прессе. Лидерами диалога должны быть общественные объединения журналистов, общественный совет по СМИ при президенте. Это было важно услышать.
Президент поставил задачу перед властью: с журналистами должен быть диалог. На мой взгляд, своеобразным барометром отношений станет процесс разработки и принятия нового закона о СМИ. Мы предложили свои изменения и поправки, посмотрим, насколько они будут учтены и приняты во внимание. К тому же недавно я получил приглашение к участию 29 апреля в Алматы в заседании Постоянно действующего совещания - ПДС. Первым вопросом его запланировано обсуждение этого законопроекта.
Что конкретно мы ждем от нового закона? В первую очередь, расширения разрешительных функций журналиста. Пока в законопроекте больше запретов, чем прав.
Во-вторых, этот закон должен отвечать чаяниям большинства журналистов. Ведь иногда поправки в действующий закон вносят, отталкиваясь от одного-единственного случившегося факта. В результате внесенные изменения касаются только 1 процента журналистов, а 99 процентов страдают. Такого быть не должно, поэтому надо внимательно рассмотреть всевозможные варианты и сделать закон большинства, а не меньшинства.
Хочется, чтобы все сказанное президентом нашло свое достойное воплощение. Иными словами, движение должно быть двусторонним.
Важным мне показалось и то, что президент выступил именно сейчас - весной, а не осенью, как это бывало раньше. Такое решение президента имеет под собой объективное обоснование: время позволяет обсудить Послание, сделать выводы и начать планомерное воплощение озвученного. Правительство, насколько я знаю, уже провело совещание, где были намечены конкретные действия.
Нынешнее Послание президента народу от предшествующих отличается большей конкретизацией предложений по различным сферам нашего общества. Несомненно позитивными являются изменения в налогообложении, социальном блоке - предложенном повышении пенсий, минимальной заработной платы. Я считаю, что народ, правительство, все общество получило базовый документ жизнедеятельности на следующий год.

Вернер Штрек,
ветеран войны 1941-1945 гг., руководитель комиссии содействия реабилитации трудармейцев Фонда им. Айриха, член Ассамблеи народов Казахстана:

Наш долг перед Отчизной

Послание президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана напомнило и мне, гражданину РК, представителю национального меньшинства, бывшему трудармейцу, о своем долге перед Отчизной и своими соратниками. Суверенный Казахстан за последние годы был инициатором многих предложений международного значения, принятых сообществом СНГ. Также Казахстан стал инициатором проведения республиканских съездов трудармейцев, которые состоялись в 1995, 1997 и 2000-м годах в Алматы. Главный вопрос на съездах - статус трудармейцев. Об этом подробнее.
“Отдаю отчет в том, что вклад трудармейцев в Победу еще не оценен по достоинству. Вы поднялись выше обстоятельств и как подлинные патриоты доказали свою преданность Отчизне, - сказал президент на первом съезде. - В Казахстане будет делаться все для того, чтобы восстановить историческую справедливость, высоко чтить ваши заслуги”.
В юбилейном, 2000 году Победы над фашизмом, трудармейцы получили от президента персональные поздравления с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне.
Однако вопрос о статусе трудармейцев в Великой Отечественной войне не решался. Однако мы не теряли надежды. Так, в немецком культурном центре Алматы, 6 июня 2000 года состоялось собрание трудармейцев, на котором было принято обращение к президенту страны. Оно было передано секретариату шестой сессии Ассамблеи народов Казахстана, прошедшей в Алматы в апреле, также с этим вопросом мы обратились в аппарат президента и правительства РК и правительства ФРГ. Были получены положительные ответы. Но проблема так и не решалась...
Причины для непринятия закона могут быть разные, и в их ряду можно назвать смутное представление некоторых ответственных чиновников об истинной деятельности трудармейцев и их быте в Великой Отечественной войне.
Они не знают, что из 800 тысяч мобилизованных в трудармию немцев после демобилизации вернулось всего около 300 тысяч - в основном инвалиды, больные, немощные. Потерь здесь было больше, чем на фронте. Жены и дети до сих пор не знают, где покоится прах родных.
Несмотря ни на что, трудармейцы достойно выполняли свой долг перед Родиной. Немало немцев на протяжении всех лет трудармии являлись передовиками производства, а позднее стали Героями Социалистического Труда.
Следует отметить, что уже в 1991 году, на съезде немцев СССР, в Москве была принята резолюция о статусе трудармейцев, установлении льгот наравне с участниками Великой Отечественной войны, включая пенсионное пособие, всех достойных трудармейцев наградить медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. В 1993 году достойные трудармейцы получили правительственные медали “За доблестный труд...”, а в 2000 году еще Знак и удостоверение “Ветерана войны 1941-1945гг.”, но были лишены всех полагающихся льгот. Почему? Вероятно, по финансовым трудностям.
Свое толкование проблемы мы представили депутатам парламента - Землянову В.В. и Ережепову К.Ж., который на совместном заседании палат 11 декабря прошлого года огласил свой депутатский запрос на имя премьер-министра РК И. Н. Тасмагамбетова. 30 января 2003 года был получен ответ от премьера-министра, в котором, в частности, сообщается: “С 1 января 2003 года возобновлено действие статьи 22 данного Закона (О реабилитации жертв массовых политических репрессий”. - Авт.), согласно которой лицам, привлеченным к принудительному труду в условиях ограниченной свободы... будут выплачиваться денежные компенсации... Решение данного вопроса (о статусе. - Авт.) потребует не только внесения изменений в действующее законодательство, но и финансовых затрат, которые не предусмотрены в утвержденном Законе “О республиканском бюджете на 2003 год”. Вместе с тем, правительство, учитывая важность данной проблемы, намерено в дальнейшем уделять серьезное внимание определению статуса всех участников Великой Отечественной войны, в том числе трудармейцев”.
Лед тронулся. В настоящее время в мажилисе парламента рассматривается проект закона о ветеранах. Хочется надеяться, что в нем найдут свое заслуженное место и трудармейцы. Мы ждем и верим, что восстановится историческая справедливость!

Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп