18 апреля 2003
№ 15 (255)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Древнее озеро получило новые проблемы

Ольга Малахова

Древнейшим в Азии называют озеро Зайсан, что в Восточно-Казахстанской области. По величине оно шестое в Евразии, по красоте и разнообразию флоры и фауны - одно из самых экзотических. Было много опасений по поводу того, что его “выпьет” сосед: китайцы на реке Черный Иртыш строят плотину, вследствие чего объем поступаемой в озеро воды неминуемо сократится. Но, пожалуй, больше нам надо бояться самих себя, точнее, политики государства в отношении природных богатств

Как в капле воды, в этом водоеме отражаются все проблемы природопользования, взаимоотношений государства и тех, кому отдаются в пользование те или иные объекты. Интересы тех и других должны сходиться, а природа, животный и растительный мир при этом - как можно меньше страдать. У нас - все наоборот.
В зайсанских водах живут судак, лещ, щука, окунь, плотва. За ними “охотятся” пеликаны и черные бакланы, которых считают непревзойденными мастерами рыбной ловли. И конечно, на озере рыбачат люди. Одни легально, заключив договор на природопользование с Восточно-Казахстанским областным территориальным управлением Комитета лесного и охотничьего хозяйства. Другие - браконьерствуют.
Вокруг озера создана целая инфраструктура нелегального оборота рыбы. Рыбу скупают у браконьеров и вывозят за пределы области. Потери несет и государственная казна, и природа, и предприниматели, выигравшие тендер, но не имеющие достаточно прав для того, чтобы противостоять черному рынку.
Собственно, это бич любого водоема, но есть масса рычагов, с помощью которых можно уменьшить объем браконьерского вылова и продажи рыбы. Главный рычаг - четкие и серьезные договорные отношения с природопользователями, которые стимулируют их на долгосрочные инвестиции и защиту природы и в то же время позволяют осуществлять за ними государственный контроль. Но, судя по всему, такие механизмы у нас мало применяются.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

В прошлом году победителем тендера на промысел рыбы стала корпорация “Зайсан Рыба”, договор был заключен на один год и скоро предстоит новый тендер. Причем, как нам стало известно из неофициальных источников, обсуждается два варианта условий тендера. Один из них такой: на этот раз областное территориальное управление Минсельхоза планирует выставить несколько лотов. Это значит, что у озера появится много пользователей, а у семи нянек, как известно, дитя без глаза. И, по всей вероятности, договор снова будет заключаться только на год.
Что такое год для такого живого организма, как водоем? Это всего лишь один настоящий рыболовный сезон, так что стоит ли вкладывать деньги в восстановление “поголовья” рыбы, если на следующий год туда придут другие хозяева? Несколько лотов - тоже странно. Рыба границ не знает. Один природопользователь запустил мальков в водоем, а другой потом их, подросших, ловит на своем участке в свои сети.
По логике вещей, существование нескольких природопользователей, или хозяев, хотя последнее слово не совсем точно при малых сроках пользования, создает трудности для государственного контроля за выполнением всех условий договора. Госорганам придется разбираться с целой группой природопользователей, среди которых ответственных и виновных искать будет значительно сложнее, получится - “Иван кивает на Петра”. Логичным выглядит установление одного лота или небольшого их количества (или промысловых участков) на таких малых по объему водоемах.
Получается, что природопользователь находится в более ущербном, чем браконьер, положении. Нелегалы не платят налогов, сборов за водо- и землепользование, рыбоводно-мелиоративные мероприятия, не делают инвестиций в строительство и воспроизводство. Между тем нынешний арендатор с июля по декабрь прошлого года заплатил в бюджет более семи миллионов тенге, а за два месяца этого года - более пяти миллионов тенге. Созданы новые рабочие места, закрыты долги по зарплате, восстановлены холодильники, налажены линии производства рыбных продуктов.
Однако возможностей для того, чтобы удостовериться в правильном целевом направлении или использовании своих выплат, у природопользователей нет и влиять на эту ситуацию они не могут. К примеру, корпорация должна перечислять деньги на счет Бухтарминского водохранилища для оплаты за мальков сазана, которых якобы выпускают через канал в озеро. Но в корпорации считают, что эффект повышается в десять раз, если производится дробное зарыбление по всему бассейну с помощью автоцистерн. К тому же производство мальков судака вблизи озера совсем отсутствует, тогда как здесь это самая добываемая рыба.
Нет у природопользователей и реальных прав для борьбы с браконьерством, хотя заинтересованность прямая. Обращаясь в правоохранительные органы, они не встречают там должного понимания. Финансовая полиция отказывается возбуждать административное производство, ссылаясь на то, что в республике действует свобода предпринимательства.
ГУВД области организовывало контрольные посты, в работе которых принимали участие и работники корпорации. За время их деятельности было изъято более восьмидесяти тонн свежемороженой рыбы, она была передана корпорации на ответственное хранение для дальнейшего истребования в гражданско-правовом порядке. Но областная прокуратура признала эти действия незаконными и аннулировала. Выходит, игнорируется статья 265 Гражданского кодекса, которая допускает истребование имущества правообладателем, не являющимся собственником имущества. То есть права, предусмотренные для собственника, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного землепользования либо по иному основанию, предусмотренному законодательными актами или договором.
Многие специалисты и экологи считают, что с подобными проблемами сталкиваются все природопользователи республики, в том числе и землепользователи. Законодательство в этой области устарело или трактуется на местах довольно произвольно. Выходом из ситуации могло бы стать принятие Министерством сельского хозяйства новых правовых актов, учитывающих интересы и государства, и предпринимателей, а также совместная с Генеральной прокуратурой работа по пресечению разных видов хищений государственной собственности, внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс.
Срок пользования природными запасами можно было бы увеличить с пяти до сорока девяти лет, что послужило бы рычагом для повышения заинтересованности и контроля в охране природы. Значительную долю природоохранных функций могли бы взять на себя сами природопользователи, и тут тоже больше могли бы делать крупные компании, так как у мелких хозяйств гораздо меньше возможностей для охраны мест добычи и воспроизводства рыбных запасов.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп