18 апреля 2003
№ 15 (255)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

После конкурса

Жанар Сулейманова

Отгремели фанфары, утихли аплодисменты, возмущения и восторги. Ушли в кулуары скептические усмешки, слезы обиды, горечь поражения, зависть, интриги, соперничество, - в Большом зале РССМШ имени К. Байсеитовой прошло торжественное закрытие XXIV Республиканского конкурса исполнителей - учащихся музыкальных колледжей

Досье “НП”
Жанар Сулейманова - председатель жюри ХХIV Республиканского конкурса исполнителей - учащихся музыкальных коледжей, солистка Казгосфилармонии имени Жамбыла, дипломант международных конкурсов в Италии и США

Лауреаты: Улан Кульмаметов (Астана) - I премия, Рабига Дюсенбаева (Алматы) - II премия, Юлия Балабичева (Караганда) - III премия. Дипломы финалистов получили: Рустам Сулейменов (Усть-Каменогорск), Станислава Главацкая (Алматы), Жания Нарова (Алматы), Валерий Селявин (Петропавловск). Были получены почетные грамоты и спецпризы за лучшее исполнение отдельных произведений другими участниками: Айжан Нуркеновой, Мариной Бейсалиевой, Станиславой Главацкой, Айман Давлетьяровой, Людмилой Башой.
Со всей страны были собраны талантливые, как минимум способные учащиеся среднего звена, из них нужно было выбрать всего лишь три для обучения на гранты. Все участники готовились основательно, боролись, просто рвались в бой. Все вышли играть на одну из важнейших сцен республики, сцену Малого зала Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, как на праздник. Хотелось бы отметить общий рост уровня фортепианного исполнительства в республике. Отрадно заметить, как сильно вырос уровень в регионах. Благотворно влияют на рост уровня мастер-классы педагогов из ведущих учебных заведений республики. Следует отметить подвижнический труд непосредственно самих педагогов пианистов-участников, любовь к музыке учащихся, их волю к победе, основательную подготовку.
К сожалению, в нашей психологии прочно укоренился лозунг советской эпохи “Мы должны быть во всем первыми”. Пример: великий скрипач Юлиан Ситковецкий перенес инсульт после того, как его премия в Бельгии оказалась второй. И когда каждый из участников, директор училища, педагог считают, что они обязательно должны получить первое место, то конкурс становится драмой.
Что за радость, что они молча уехали, не успев послушать других, пообщаться с коллегами, так как были стеснены в финансовых средствах? Что за радость, что они боятся реакции, которая ждет их по возвращении? Вместо репрессивного отношения нужно думать, как поднять уровень. И нет такого в природе, чтобы каждый год в каждом регионе появлялся на свет гений фортепианного искусства. Многие из конкурсантов должны иметь право ездить на международные конкурсы. А если есть средства, то должны ездить просто все.
Любой талант - от Бога. Обижать его, ущемлять - грех. Нельзя, продвигая своих достойных учеников, ущемлять других только за то, что у них нет никого в жюри. Насмешу донкихотством, но предлагаю: перед каждым конкурсом подписывать документ на предмет родства членов жюри и участников! Останутся лазейки для учеников друзей, но вероятность прямого воздействия сократится.
Кроме достоинств, выявились недостатки. Ряд регионов нуждается в профессиональной подпитке. Они должны получать помощь ведущих педагогов страны, а также, воспользовавшись проведением Года Казахстана в России, попробовать завязать свои прямые связи с некоторыми регионами России: Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, другие регионы, где есть специалисты, подготовившие лауреатов международных конкурсов. Богатые нефтяными фирмами регионы не смогли финансово поддержать своих участников ни в период подготовки, ни в период пребывания на конкурсе. Это говорит об отсутствии традиции меценатства. Культура - это вампир финансовых средств. Если нет средств в бюджете, нужно побуждать к рациональному, целенаправленному меценатству: на мастер-классы, на концерты, на конкурсы. Нужно побуждать к самостоятельности в регионах. Для южных регионов близок Ташкент, славившийся всегда педагогами среднего звена.
Из профессиональных наблюдений удивило одно: многие участники играли Баха так, словно слушали только записи Гленна Гульда. “Если у пианиста нет в ушах звуковой фонотеки, то он обеднен”, - говорил известный методист, педагог, автор учебников по истории фортепианного искусства А.Д. Алексеев. Только через обогащение фонотеки в училищах может развиваться уровень в регионах, где студенты должны получать через видео- и аудиозаписи то, что не могут получить “живьем”. Понимание музыки Баха невозможно без понимания протестантской христианской культуры, философии религии. Я не призываю в нашем светском государстве заниматься изучением философии религии, тем более в среднем звене обучения. Но невозможно играть фуги Баха легкомысленно. Иногда восприятие музыки Баха казалось легковесным. Труды Швейцера, Бодки, Яворского - ключ к пониманию Баха. Если нет этих книг в библиотеках, может, их можно получить через Интернет?
Следует продолжать поднимать технический уровень. Именно среднее звено дает техническую базу. Есть немецкая пословица “Что Гансик не выучил, то Ганс не выучит”. У Т.А.Попович, знаменитого ташкентского педагога, гаммы и арпеджио играют до 9-го класса. Она говорит: “Этюды - самое главное”. Это, конечно, тоже преувеличение. Когда меня спрашивали, почему я ставила высокие баллы ярким пианистам с завышенной беглостью пальцев, я отвечала: “У них есть масса времени, чтобы стать медленными и серьезными, а вот такая беглость, если ее нет в этом возрасте, уже не появится никогда”.
Как всегда, труднее всего исполнять не только Баха, но и Шопена, Моцарта. Рубато в Шопене можно давать почувствовать и понять со школьных лет. Иногда участники выглядели невыигрышно благодаря очень сложной программе. Невозможно запретить исполнение сложной программы на конкурсе, но подход должен быть более серьезным. И наоборот, когда программа менее сложная, чем у других, а получается хуже, то шансов совсем мало.
Главное, что вынесла из итогов конкурса: нужно продолжать практику мастер-классов. Фортепиано - европейский инструмент. На сегодняшний день то, что имеет Казахстан, - не так уж плохо. Есть свои традиции, своя школа. Необходимо продолжать расширять свои познания, улучшать культуру исполнения, технику, профессионализм.
Мы - настоящая Евразия. Удивительно, как музыкальны, духовны наши юные пианисты. Это огромная радость, что Казахстан - страна, в которой классическое искусство развивается вопреки всем трудностям.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп