СУДЬБА ИРАКА - ЭТО ВОПРОС НЕДЕЛЬ, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенных Штатов Америки в Казахстане Лэрри Нэппер Ботагоз Сейдахметова Война, о которой так долго спорят на разных уровнях, по сути, уже давно идет. Передовые позиции в ней занимают еще не солдаты, но дипломаты. Именно от их усилий, профессионализма, а главное, убежденности зависит ответ на вопрос: “Быть или не быть войне в Ираке?” На днях американский посол стал дедушкой маленького Пола Ременда Нэппера - новоявленного уроженца штата Аризона. “Я не хочу, чтобы мой внук жил в мире, где нет закона, где одна страна может бросить вызов всему международному сообществу”, - говорит Лэрри Нэппер - Г-н посол, на этой неделе Совет Безопасности ООН должен принять окончательное решение по судьбе Ирака... - Вы помните, что 8 ноября прошлого года Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 1441, которая требует разоружения Ирака. Ни одна страна не голосовала против этого документа. Но до сегодняшнего дня, как сообщил г-н Бликс, не видно желания Саддама Хусейна разоружаться от биологического и химического оружия, от оружия массового поражения. - Но ведь инспектора ООН пока не имеют официальных доказательств наличия у Ирака оружия массового поражения. - У нас есть доказательства. Но Ирак играет с инспекторами в кошки-мышки, скрывая оружие и обманывая инспекторов. Особенность биологического и химического оружия в мобильности, поэтому его можно очень легко переместить в другое место. Так что работа инспекторов невозможна без сотрудничества со стороны Ирака. Сравним ситуацию по этому вопросу в Казахстане. Здесь было принято решение на уровне глав государств о разоружении, и правительство Казахстана сотрудничало на уровне всех министерств и государственных учреждений с международным обществом. Но давайте сравним поведение Казахстана с поведением Ирака. До сих пор не было решения Саддама Хусейна о разоружении. Правительство Ирака не сотрудничает с инспекторами, нет никакой прозрачности. Если страна хочет разоружаться, это может быть легко сделано с помощью международного общества. Казахстан в этом смысле является примером.
|
- Г-н посол, недавнее выступление госсекретаря США Колина Пауэлла не произвело ожидаемого впечатления на членов Совета Безопасности ООН. Между тем уже не раз велись разговоры о снижении авторитета и влияния ООН на международной арене. Об этом же говорил и г-н Пауэлл в своем выступлении. Следует ли понимать это как то, что военная операция в Ираке состоится независимо от результатов инспекции в Ираке? - Вы знаете, что нет ни одного представителя Совета Безопасности ООН, защищающего Декларацию Ирака относительно разоружения. И нет ни одной страны, которая одобряет поведение Ирака по отношению к инспекторам. Все члены СБ ООН выступают за более полную Декларацию Ирака по оружию массового поражения. Существуют разные мнения и разногласия о том, какими должны быть следующие шаги в разрешении этого вопроса, но авторитет Совета Безопасности ООН имеет большое значение. Именно поэтому президент Буш обратился в ООН с предложением по Ираку. Уже 12 лет как Саддам Хусейн бросил вызов Совету Безопасности. Ведь было принято 16 резолюций СБ ООН, и ни одно из них не было выполнено Ираком. Если Совет Безопасности не примет эффективных мер по выполнению Ираком резолюций, то в этом случае ООН потеряет свой авторитет. Я уверен, что народ Казахстана, вы лично и я не хотим жить в мире без закона. Совет Безопасности ООН выражает желания мирового сообщества. Мы очень надеемся, что Совет Безопасности ООН примет эффективные меры по разоружению Ирака. Поэтому мы будем продолжать консультации с другими членами Совета Безопасности. В конце концов, надо принять решение. И это не вопрос месяцев, это вопрос недель. - Интересно, что будет 14 февраля, учитывая разногласия США в этом вопросе с Францией и Германией? Правительства этих стран решительно выступают против проведения военных действий в Персидском заливе. - Мы очень хотели бы решить этот вопрос мирным путем. Никто не хочет войны. Американский народ не хочет войны. Президент Буш не хочет проводить военную операцию на Ближнем Востоке. Но самый главный вопрос - это угроза оружия массового поражения и авторитет Совета Безопасности. В случае если не будет решения Совета Безопасности о принятии эффективных мер, тогда у нас нет другого выхода. Мы не будем поддерживать режим Саддама Хусейна, который имеет такое оружие. - Конвенция по биологическому оружию, принятая в 1972 году, была подписана и Ираком, и Северной Кореей, и США. Какие конкретно пункты этого документа нарушены Ираком? - По данным инспекторов ООН, когда в 1998 году под давлением режима им пришлось покинуть Ирак, Багдад обладал огромным количеством биологического материала, особенно спор сибирской язвы и токсинов ботулизма. По их расчетам, Ирак имел возможность для производства 26 тысяч тонн спор сибирской язвы, а также 1200 тонн токсинов ботулизма. Где эти материалы? Инспекторы не могут их найти, Ирак скрывает эти биологические материалы. И это является нарушением не только Конвенции по биологическому оружию, но и решения Совета Безопасности ООН. Другой момент. США владеет информацией из разных источников, что Ирак обладает мобильными биологическими лабораториями, которые могут производить биологическое оружие. Госсекретарь США Колин Пауэлл продемонстрировал фотографии этих лабораторий в своем выступлении. И это тоже нарушение и биологической конвенции, и резолюций Совета Безопасности. - Как осуществляется международный контроль над деятельностью биолого-химических лабораторий США? - Во время холодной войны биологические программы были и у США, и у Советского Союза. Но и в США, и в России эти программы прикрыты. Никто в международном обществе не имеет доказательств о продолжении этих биологических программ. - Северная Корея заявляла о наличии у нее ядерного оружия. В таком случае почему Вашингтон проводит различную политику по отношению к двум потенциальным обладателям ядерных программ? - США озабочены наличием ядерной программы у Северной Кореи. Между нашими правительствами существует соглашение по этому вопросу от 1994 года. Но несколько месяцев назад выяснилось, что Северная Корея нарушает обязательства этого соглашения перед международной организацией по ядерным технологиям. США с этого момента начали работать с партнерами по этому региону, для того чтобы уговорить Северную Корею отказаться от этой программы. До сих пор Северная Корея не выполняет своих обязательств. Это серьезная проблема, но мы постараемся решить этот вопрос мирным путем при помощи других стран этого региона. Но есть большая разница в ситуации в Ираке и Северной Корее. В отношении Ирака Совет Безопасности ООН принял не одно, а 16 резолюций по разоружению. До сих пор СБ ООН не рассматривал вопрос о ядерной программе Северной Кореи. Может быть, в будущем мы должны обратиться в СБ ООН по этому вопросу, но до сих пор в отношении северокорейской ядерной программы используются многосторонние дипломатические каналы. Мы очень надеемся, что с помощью Китая, России, Японии и Южной Кореи мы сможем уговорить Северную Корею отказаться от своей ядерной программы. - Нынешняя война в Персидском заливе потребует более значительных финансовых затрат, чем “Буря в пустыне” в начале 90-х. Как эта ситуация скажется на экономике США и на всей глобальной экономической ситуации? - Конечно, в случае войны на Ближнем Востоке последствия для международной экономики будут иметь отрицательный характер. Но, может быть, если будет новый режим в Ираке, новое руководство Ирака, это государство сыграет позитивную роль в укреплении экономической ситуации в регионе и развитии международного рынка. Ирак может продавать свою нефть, возобновить связи с соседями и другими странами мира. - В своем докладе Колин Пауэлл сообщил, что Ирак имеет тесные связи с террористическими организациями, в ряду которых не только “Аль-Каида”, но и чеченские террористы в Панкисском ущелье. Не думаете ли вы, что это дает своего рода карт-бланш России в борьбе с чеченскими боевиками? - У США, Казахстана, России и других стран-членов антитеррористической коалиции имеется значительный опыт в борьбе с террористами. И мы будем продолжать сотрудничество и с Россией, и с другими странами. Но это не значит, что у нас нет интереса в территориальной целостности Грузии. Для США это главный вопрос. Мы поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Грузии. В Совете Безопасности этот вопрос обсуждался. Поэтому наше сотрудничество в борьбе с террористами не дает никому карт-бланша. - Авария шаттла “Колумбия” отбросила назад процесс сотрудничества между Россией и США. Каковы перспективы международной космической станции? - Во-первых, хочу выразить благодарность президенту Казахстана г-ну Назарбаеву за соболезнование нашему правительству в связи с гибелью шаттла “Колумбия”. Для нас стало большой трагедией не только потеря корабля, но и людей, которые были на корабле. У нас создана специальная комиссия по расследованию этой катастрофы, для того чтобы в будущем предотвратить подобные случаи. Мы должны доказать вместе с нашими партнерами, что исследование космоса - очень важный вопрос для всего мира. Пару дней назад из Байконура был осуществлен запуск ракеты “Прогресс”, которая доставила на международную космическую станцию продовольствие и все необходимое для того, чтобы обеспечить работу экипажа на станции до июня. Я хочу подчеркнуть, что усилия США в исследовании космоса, полеты в космос будут продолжаться. А также будет продолжено сотрудничество США в этом вопросе с Россией, Казахстаном и другими странами.
|