Правила инвесторов
Андрей Губенко
Минувшим летом замысловатое здание казахстанского
государственного устройства пополнилось еще одним кирпичиком:
Министерством экономики и бюджетного планирования. Аналитики
строили предположения относительно того, какая роль в системе
исполнительной власти будет отведена новому министерству,
тем более что для нашей страны подобная структура - прецедент,
хотя “планирование” - словечко как будто из прошлого, еще
не совсем подзабытого... И вот МЭБП наконец заявило о себе
- пожалуй, впервые так громко
Дебютной идеей ведомства г-на Келимбетова стало
предложение радикально поменять сложившуюся в Казахстане систему
государственных инвестиций.
Подытожило же этот творческий поиск недавнее постановление
правительства (№ 1219 от 18 ноября 2002г.), утвердившее новые
“Правила рассмотрения инвестиционных проектов”. Цель - внести
в это важное дело порядок и рационализм, свести до минимума
авантюризм, обычно сопряженный с корыстью и злоупотреблениями
“инициативных” чиновников.
Вновь предлагаемая система охватывает все народное хозяйство
республики и вертикально, и горизонтально, хотя из этой своей
многоэтажности, возможно, и выглядит несколько громоздко.
Во главе ее, как нетрудно догадаться, будет стоять центральный
уполномоченный орган по экономическому планированию - собственно
МЭБП. Рангом ниже расположатся местные уполномоченные органы
- от областного до районного. Финансироваться они, однако,
будут из местного бюджета, то есть уполномочены соответствующим
акимом. Тем самым намерено создать, так сказать, вертикальную
интеграцию. Но параллельно с этим планируется организовать
так называемые отраслевые уполномоченные органы, которые будут
отвечать за проведение государственной инвестиционной политики
в той или иной отрасли.
Однако и это еще не все. Собственно, “черновую” работу будут
делать некие инвестиционные агентства - центральное и местные.
Именно здесь инвестиционные проекты будут создаваться, отсюда
же проследят за их реализацией.
Особое внимание отныне решено уделять обоснованности, целесообразности
инвестиций. Нефтедоллары порой кружат голову, и чтобы иному
не в меру радивому чиновнику с богатой фантазией не пришло
в голову “осчастливить” народ каким-нибудь сногсшибательным
проектом за государственный счет, идея на пути к воплощению
должна пройти мелкое сито экспертиз. Сюда входят: государственная
экспертиза документации на строительство, экологическая экспертиза
Министерства охраны окружающей среды, банковская экспертиза
ЗАО “Банк Развития Казахстана”, государственная научно-техническая
экспертиза Министерства образования и науки, санитарно-эпидемиологическая
экспертиза. Кроме того, предусмотрена еще и отраслевая экспертиза,
которая включает оценку соответствия ТЭО проекта техническому
заданию, анализ ситуации в отрасли в случаях реализации и
нереализации проекта, оценку альтернативных вариантов, оценку
технических решений и (внимание!) оценку распределения выгод
от реализации проекта.
В общем, будем надеяться, гипотетические прожекты поворота
Ишима или строительства стеклянного купола над Астаной не
пройдут.
Хотя, заметим, все это изрядно стоит - мы имеем в виду неизбежное
расширение чиновничьего сословия, которое следило бы за соблюдением
новых “Правил...”
Впрочем, вопрос о деньгах актуален и в связи с финансированием
тех идей, которые после тщательного и долгого отбора все же
будут одобрены. По определению ясно, что финансироваться они
будут из бюджета - республиканского или местного. Однако предполагается,
что со временем все большую роль в этом вопросе будет играть
ЗАО “Банк Развития Казахстана”, который, собственно, и создавался
с тем прицелом, чтобы кредитовать казахстанскую экономику
и помогать осуществлению перспективных инвестиционных проектов.
Организованный в прошлом году с уставным капиталом тридцать
миллиардов тенге, он до последнего времени оставался некой
загадкой для казахстанцев, но именно в минувшую осень заявил
о себе амбициозными проектами.
В рамках среднесрочной программы заимствования на международном
рынке долгового капитала (EMTN) БРК осуществляет эмиссию еврооблигаций
на сумму 400 миллионов долларов до 2005 года и первый транш
в 100 миллионов выпустил как раз накануне инвестиционной реформы,
в октябре 2002 года. Причем все еврооблигации были размещены
успешно, и даже спрос в три раза превысил предложение. Все
это настраивает на оптимистический лад, убеждая, что задуманная
реформа - не пустая затея и деньги на инвестирование перспективных
отраслей экономики найдутся. Перечень приоритетов вообще-то
диктуется индикативным планом социально-экономического развития
Казахстана и его регионов, но уже известно, что для “Банка
Развития Казахстана” приоритетными секторами для финансирования
будут переработка сельхозпродукции, химия и нефтехимия, сельскохозяйственное
и нефтегазовое машиностроение.
|