06 декабря 2002
№ 49 (237)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Имангали Тасмагамбетов:
БЮДЖЕТ 2003 года -
ЭТО БЮДЖЕТ СОЗИДАНИЯ

Премьер-министр Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетов отвечает на вопросы главного редактора “НП” Олега Червинского

Социально ориентированный бюджет

- Имангали Нургалиевич, с чем связано замедление роста ВВП в стране при том, что экономическая конъюнктура на мировых рынках благосклонна к нам? В 2001 году мы имели рекордный рост ВВП на уровне 13,2 процента, в 2002 году рост ВВП запланирован на уровне 8-9 процентов. А в бюджет 2003 года заложена еще меньшая цифра - 6 процентов. Мы так готовимся к возможным ударам США по Ираку и последующему колебанию цен на нефть или же есть иные причины?
- Действительно, на первый взгляд, рост экономики на уровне 6 процентов может показаться заниженным. Но это только на первый взгляд. Нельзя сбрасывать со счетов прогрессирующий “эффект высокой базы”. Проще говоря, экономика не может из года в год развиваться рекордными темпами. Согласитесь, чем выше показатели в этом году, тем сложнее будет дотянуться до них в будущем. И потом, по большому счету, 6 процентов - это хороший показатель. Во всем мире высоким темпом роста ВВП считается рост в 3-5 процентов. И заложенный нами на следующий год индикатор является одним из самых высоких не только в странах СНГ, но и всей Восточной Европы.
Напомню известное выражение Лоренса Питера - “экономика - есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов”. К сожалению, Казахстан в наследство от бывшего Союза получил особую, можно сказать, “утяжеленную” структуру экономики. Преобладание в ней отраслей сырьевой направленности привело к колоссальной зависимости от мировой конъюнктуры цен. Но держать экономику и социальную сферу страны на этой “сырьевой игле” больше нельзя. И наше правительство нацелено на кардинальное изменение ситуации.
Для этого правительством разработана и утверждена государственная агропродовольственная программа. Финансовые основы для ее реализации заложены уже в бюджете 2003 года.
Кроме того, разрабатывается концепция индустриальной политики, нацеленная на диверсификацию всей казахстанской промышленности. Ее результатом станет развитие производства высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров, и, как следствие, подъем потребительского рынка. Убежден, что комплекс этих мер позволит снизить зависимость экономики от колебания мировых цен на нефть и другое экспортное сырье.
Однако надо отдавать себе отчет, что эффект от такой работы не может проявиться моментально. Ее плоды мы увидим через 3-5 лет и при условии, что будем напряженно работать. Пока же при составлении бюджета нам, увы, приходится следовать вышеупомянутой истине Лоренса Питера.
Теперь о ценах на нефть. Безусловно, от развития ситуации на Ближнем Востоке будет зависеть многое. Сегодня цена на нефть сильно колеблется.
И в этом контексте выпады наших оппонентов о якобы пессимистичном подходе правительства при прогнозировании среднегодовой цены на нефть “в 19 долларов за баррель”, выглядят не совсем корректно. Кроме того, сама республика потребляет много нефти на внутреннем рынке, где цены на углеводороды значительно ниже мировых.
Если же среднегодовая цена на наше экспортное сырье все же превысит заложенный в бюджет прогнозный уровень, то все излишки денежных средств в полном соответствии с законодательством республики будут отчисляться в Национальный фонд.
- Кстати, о Национальном фонде. Изначально он задумывался как стабилизационный фонд, куда должны направляться сверхдоходы от добычи невосполняемых сырьевых ресурсов. Как известно, в ходе обсуждения проекта бюджета в парламенте председатель Нацбанка заявил о том, что Нацфонд будет пополняться до величины в 4 миллиарда долларов. На чем основывается эта цифра и так ли уж необходимо пополнять активы фонда столь стремительно, как будто запасов нефти у нас осталось на 4-5 лет, привлекая даже трансферты из бюджета? Может быть, логичнее было направить эти средства на сокращение дефицита бюджета или финансирование неотложных социальных программ?
- Вы несколько неточно цитируете слова председателя Нацбанка. Напомню, он сказал, что при накоплениях на счетах Национального фонда суммы в 4 миллиарда долларов наша страна сможет без каких-либо серьезных потрясений прожить 3 года в том случае, если цена на нефть на мировых рынках упадет до 10 долларов за баррель. Подсчитать это не так уж и сложно.
Кроме того, механизм формирования средств Нацфонда таков, что деньги в него идут только при превышении запланированных объемов налогов от ряда предприятий сырьевого сектора. Можете называть это бюджетными трансфертами или как угодно еще, но таков закон.
Теперь относительно целесообразности столь скорого наполнения счетов фонда. Давайте вспомним события пятилетней давности. Цена на нефть на мировых рынках тогда упала до 9-10 долларов за баррель. Правительство, не имевшее на тот момент практически никаких страховых запасов, не смогло выполнить свои обязательства по выплате зарплаты бюджетникам. Были заморожены все социальные программы. Даже сами нефтяники не имели средств не только на зарплату и оплату услуг смежников, но и на поддержание в жизнеспособном состоянии нефтедобывающего оборудования.
Сегодня, когда конъюнктура цен на мировых рынках к нам более-менее благосклонна, необходимо срочно накопить страховой “запас прочности”.
Что же касается решения социальных проблем, то уже в бюджете 2003 года на это выделяется средств больше, чем когда-либо. Расходы на социальную сферу в будущем году по сравнению с нынешним возрастут более чем на треть. Иными словами, норма Конституции о социальном государстве начинает получать реальное наполнение.
Заметьте, рост ВВП в 2003 году запланирован на уровне 6 процентов, а вот темпы расходов на образование и здравоохранение перекрывают его в пять-шесть раз. На первый план выходит социальная инфраструктура, в особенности - сельская. И это можно проследить по вложению бюджетных инвестиций.
В первую очередь они пойдут на строительство школ, объектов здравоохранения, решение проблем водоснабжения. Напомню также, что по поручению президента в бюджете будущего года предусмотрены средства на компенсацию вкладов граждан в Сбербанке СССР, с потерей которых люди уже давно смирились. То есть правительством взяты на себя обязательства по долгам несуществующего государства.
Кроме того, нами реализуется еще одно поручение главы государства по повышению размеров минимальной пенсии и зарплаты до 5 тысяч тенге. Выделены также средства на выплату пособий по рождению ребенка в размере 15 месячных расчетных показателей, увеличен размер пособий инвалидам второй группы.
Конечно, проблем еще достаточно. Но, согласитесь, решить все разом еще никому не удавалось. В любом случае бюджет 2003 года можно назвать самым социальным бюджетом за всю историю суверенного Казахстана.
- К вопросу о предыдущих правительствах. Как Вы оцениваете их бюджеты, ведь Вы по сути “ветеран” и “долгожитель” всех бывших кабинетов министров?
- Действительно, я был свидетелем принятия около десяти бюджетов страны. Есть что вспомнить.
Каждое правительство действовало в условиях своего времени и решало стоявшие перед ним задачи.
Про события пятилетней давности мы с вами уже вспоминали. Тогда, понятно, правительству приходилось идти на непопулярные меры. В течение года бюджет был дважды секвестирован, и другого выхода не было.
Уже сложилась традиция нарекать именами бюджеты каждого периода. Республиканские бюджеты, начиная с 1998-го до 2000 года, можно назвать бюджетами выживания. Бюджет прошлого года считали бюджетом развития. Бюджет будущего года - это бюджет созидания.
Обратимся опять же к бюджетным инвестициям. У нашего правительства совершенно четкая позиция - на нынешнем этапе бюджетные инвестиции должны работать главным образом на развитие системообразующей инфраструктуры. Железные и автомобильные дороги, авиация, телекоммуникации, электросети, социальная инфраструктура. Вот та основа, которая, по моему глубокому убеждению, даст импульс развитию существующих и новых производств, стимулирует привлечение инвестиций.
Бюджетом будущего года уже предусматривается выделение значительных средств на развитие перерабатывающих отраслей и аграрно-промышленного комплекса. А рост государственных инвестиций в экономику не только естественным образом увеличивает нашу инвестиционную привлекательность, каждый процент прироста инвестиций в основной капитал обеспечивает в перспективе полпроцента роста всей промышленности. А один процент прироста инвестиций в аграрный сектор даст от 2 до 5 процентов роста в сельхозпереработке.
- И все-таки как Вы оцениваете работу своих предшественников? К примеру, кабинет Токаева?
- Неблагодарное это дело - оценивать работу своих предшественников. К Касымжомарту Кемелевичу отношусь с большим уважением. Его отличает честность, порядочность и профессионализм.
Так уж получилось, что, проработав вместе с ним в нескольких составах правительства, я принял у него “премьерскую” эстафету. Перед каждым правительством, а значит, и перед премьер-министром, стоят свои задачи, каждый их решает исходя из тех возможностей, которые имеются как у страны, так и у правительства. Я считаю, что правительство под руководством Токаева максимально использовало данные ему возможности.

Спешка в приватизации не нужна

- Как известно, предыдущее правительство приняло постановление о продаже госпакетов акций так называемых “голубых фишек”: ОАО “Корпорация “Казахмыс”, “Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат” и ОАО “Алюминий Казахстана”. Однако недавно эти торги были в очередной раз отменены, причем по причине, которая выглядит спустя год после принятия данного постановления, мягко говоря, странно: неготовность к торгам документации. В этой связи может возникнуть мысль о том, что продажа задерживается умышленно по каким-то другим соображениям, которые до общественности не доводятся?
- Давайте зададимся вопросом - какие задачи ставит правительство, начиная продажу акций высокодоходных предприятий?
Во-первых, активизация фондового рынка. На бирже сейчас очевиден дефицит финансовых инструментов. В то же время у пенсионных фондов сегодня достаточно средств, чтобы вложить их в акции этих компаний. Я думаю, мы должны использовать такое сочетание для появления у нас в стране полноценной фондовой биржи.
Торги на самом деле никто не отменял, а продажу акций на фондовом рынке я считаю вполне прозрачной процедурой. И уж, конечно, это лучше, чем какой-нибудь закрытый конкурс.
Решение о продаже государственных пакетов акций открытых акционерных обществ “Корпорация “Казахмыс”, “Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат” и “Алюминий Казахстана” принято правительством 3 октября этого года.
В то же время так называемые “голубые фишки” в силу высокой доходности имели высокую привлекательность. И поэтому к их приватизации нельзя подходить поспешно. Проблема не в том, чтобы избавиться от этих предприятий, наша задача - получить максимальную прибыль и обязать новых хозяев выполнить целый ряд инвестиционных обязательств по их дальнейшему развитию.
- В ходе обсуждения проекта бюджета в парламенте министр экономики и бюджетного планирования говорил о том, что правительство одинаково ровно относится к процессу смены хозяина собственности, как продавая свои доли в хозяйствующих субъектах, так и выкупая их. В этой связи - планирует ли правительство приватизацию нацкомпаний? Не эффективнее ли они будут работать, находясь в частных руках, под должным контролем Антимонопольного комитета? И если планирует, то когда?
- Есть такое очень удачное, на мой взгляд, выражение - плановая экономика предусматривает все, кроме самой экономики. Это в условиях плановой экономики все железобетонно устойчиво, у собственности в тех условиях мог быть только один хозяин - государство. В условиях рыночной экономики собственность “дрейфует” и это абсолютно нормальный процесс.
Этот процесс развивается у нас с вами на глазах. В бюджете будущего года предусмотрены средства на выкуп 50-процентного пакета акций компании “Эйр Казахстан”. Эта компания, которая осуществляет более половины всех внутренних перевозок, попала, скажем прямо, в довольно сложную ситуацию. Теперь государство, которое станет обладателем всего пакета акций, берет на себя обязанность поставить национального авиаперевозчика на крыло.
Кроме того, мы за счет бюджетных средств намерены выкупить 10 процентов акций компании “Эйр Астана”, где уже владеем 50-процентным пакетом. Это новая, очень перспективная авиационная компания, созданная с участием британского капитала, и мы хотим иметь там контрольный пакет акций. Я не исключаю, что в будущем государство, исходя из соображений экономической целесообразности и экономической безопасности, посчитает нужным приобрести в собственность активы каких-либо других компаний.
Что же касается приватизации национальных компаний, то есть Указ президента Республики Казахстан № 422 от 28 июля 2000 года, в котором определен перечень объектов, имеющих особое значение для стратегических интересов страны и не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям. Среди них и шесть национальных компаний, осуществляющих деятельность в стратегически важных отраслях.
- Не можем не спросить Вас и о конфликте с добывающим СП “Тенгизшевройл”, получившем большой резонанс в мире. Не кажется ли вам, что данный конфликт уже перешел в политическую плоскость? В защиту инвестора - компании “ШевронТексако”, как известно, выступили высокопоставленные руководители правительства и госдепартамента США. Просчитывает ли правительство (в случае неурегулирования конфликта) экономический ущерб от возможных торговых эмбарго и санкций США против казахстанских производителей и товаров?
- Я не сторонник публичных обсуждений внутренних условий контрактов с инвесторами, считаю, что такие вопросы должны решаться на двусторонней основе, за столом переговоров. На сегодня отдельные положения контрактов, в соответствии с проведенными в стране налоговыми изменениями, уточнили более пятидесяти компаний-недропользователей. И одно только это обстоятельство, согласитесь, уже не позволяет обвинять наше правительство в ухудшении инвестиционного климата.
Да, сегодня между партнерами “Тенгизшевройла” существуют разногласия, связанные с поиском взаимоприемлемого варианта финансирования некоторых проектов - строительства завода очистки нефти второго поколения и проекта закачки сырого газа для поддержания пластового давления. Их реализация позволила бы ТШО увеличить добычу нефти на первом этапе до 22 миллионов тонн в год, а в дальнейшем до 30 и более миллионов тонн в год. При этом капитальные вложения на осуществление проектов составляют около 3,5 миллиарда долларов.
Эти средства компании “ШевронТексако”, которая владеет 50-ю процентами акций в ТШО, и “ЭксонМобил” (у нее 25 процентов акций) предлагают получить за счет отсрочки распределения доходов и ускоренной амортизации. Казахстанская сторона (НК “КазМунайГаз” принадлежит 20-процентный пакет) предлагает привлечь для реализации этих проектов заемные средства, так как предложения иностранных партнеров ведут к значительным потерям госбюджета.
По данным Министерства финансов, с 1993-го по 2002 год ТШО использовало производственную амортизацию для определения налога на прибыль. Начиная с 2002 года ТШО самостоятельно, без одобрения совета партнеров и согласия правительства Казахстана, решило перейти на ускоренную 5-летнюю амортизацию. Но переход на ускоренную амортизацию автоматически приводит к тому, что предприятие не будет платить налог на прибыль.
В этом случае объемы выплат по этому виду налогов в 2002-2006 годах сократятся на сумму около 1 миллиарда долларов, а это значит, что ежегодно госбюджет не получит в среднем 200-250 миллионов долларов. Покажите мне страну, готовую идти на такие уступки.
В то же время казахстанская сторона, что называется, двумя руками за то, чтобы проекты расширения производства на ТШО были реализованы. Но только не за счет уменьшения выплат в бюджет, а за счет привлечения заемных средств. Сегодня, когда кредитный рейтинг Казахстана повышен до уровня инвестиционного и является самым высоким в СНГ, а годовой оборот ТШО от экспорта нефти достиг 2,5 миллиарда долларов, компании вполне по силам привлечь достаточную сумму заемных средств на финансовом рынке.

Видение приоритетов у правительства есть

- Имангали Нургалиевич! Представители исполнительной власти часто говорят о том, что бюджетных средств не хватает на реализацию тех или иных программ. На что, по-Вашему, у Казахстана в ближайшие годы “не хватит” денег?
- К сожалению, на многое. Именно поэтому мы об этом честно говорим. В то же время у нас есть четкое видение проблем. Это, например, развитие села и малых городов, строительство школ, автодорог и многого другого. С одной стороны, у государства не было возможности их финансировать. С другой, мы все прекрасно понимаем, что при самой расчудесной ситуации с бюджетом средств все равно не будет хватать. Таким образом, было бы правильнее говорить о последовательности финансирования тех или иных программ. В свою очередь, скажу, что видение того, что сейчас нужнее стране, у нас имеется.
- За годы реформ многие города, построенные возле сырьевых баз, стали зонами депрессии - их так и называют “депрессивными”. Есть ли у них будущее?
- Давайте разберемся в этом вопросе по порядку.
Природа щедро наделила Казахстан полезными ископаемыми. С началом разработки месторождений полезных ископаемых в этих, зачастую крайне не благоприятных для жизни людей местах были построены города, которые, по сути, являлись лишь спальными приложениями крупных промышленных предприятий. Теперь во многих местах запасы месторождений иссякли или на добывавшееся здесь сырье упал спрос.
Конечно, по идее, добывающие предприятия должны были бы иметь определенный стабилизационный фонд, который позволил бы решить возникшие проблемы. Но произошла смена экономических формаций, и города оказались брошены бывшими хозяевами на произвол судьбы. И спасти их оказалось совсем не просто, причем по совершенно объективным причинам.
Есть так называемые естественные градообразующие факторы. Ключевым является расположение населенного пункта на перекрестке транспортных коммуникаций. К сожалению, многие в прошлом процветающие города, расположенные у сырьевых баз, оказались вдали от транспортных артерий страны и, следовательно, выполнять роль коммуникационного узла они не могли.
Положение усугубилось тем, что из этих городов с появлением первых признаков экономических трудностей выехала квалифицированная рабочая сила. Их место заняли в основном жители близлежащих аулов, которые в большинстве своем не обладали необходимой квалификацией для работы на сложном промышленном оборудовании и не смогли найти себе работу.
Проблемы в малых городах росли, как снежный ком - низкие доходы населения, высокий процент износа промышленного оборудования, ветшающая коммунальная и социальная инфраструктура. Но при всей схожести этих проблем в каждом городе были и свои особенности, которые либо еще больше усугубляли положение, либо являлись спасительной соломинкой, ухватившись за которую можно было вытащить город.
По степени остроты проблем из общего числа малых городов нами были выделены те, которые требуют первоочередной государственной поддержки. Концепция региональной политики Казахстана, утвержденная постановлением правительства год назад, определяет критерии такой первоочередности.
Главные из них: объем производства промышленной продукции на душу населения ниже 20 процентов от среднереспубликанского уровня, отсутствие или истощение ресурсной базы, периферийное положение по отношению к крупным центрам экономической деятельности, средний уровень безработицы за последние три года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов. По совокупности этих критериев к депрессивным можно отнести такие малые города, как Абай, Алга, Аркалык, Державинск, Жетикара, Каркаралинск, Степняк, Форт-Шевченко, Шалкар.
Для того, чтобы вывести их из депрессивного состояния, правительство формирует целые комплексы программ, в реализации которых будут задействованы не только центральные органы власти, но и местные акиматы, руководство промышленных предприятий. Финансовая поддержка государства будет осуществляться в основном в инвестиционной форме. За счет бюджетных средств будут инвестироваться проекты, направленные на обновление основных фондов предприятий, обеспечивающих город теплом и водой, на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, строительство и эксплуатацию дорог.
Кроме того, возможно и долевое участие государства в проектах создания и модернизации предприятий с последующим их акционированием и продажей доли государства в установленном порядке. Для поддержки депрессивных городов могут быть сделаны и такие шаги, как предоставление налоговых преференций предприятиям, выделение субсидий, льготных кредитов и прочее.
Цель, которая стоит за этими усилиями, одна - обеспечить самодостаточность городов. Убежден, что, если действовать в этом направлении последовательно и упорно, как говорится, всем миром, цель будет достигнута.
Проблемы в экономической и социальной сфере, о которых мы говорили, в той или иной степени испытывают все малые города Казахстана, а их у нас шестьдесят. Но везде сформированы долголетние оздоровительные программы, реализация которых уже приносит свои плоды - развивается малый и средний бизнес, создаются новые рабочие места, хотя и медленно, но все-таки растут доходы населения. Так что малые города не забыты, и их реабилитация является одним из главных приоритетов правительства.

Что создано руками народа, должно принадлежать ему

- Имангали Нургалиевич, это одно из первых Ваших больших интервью республиканской прессе. В этой связи хотелось бы задать Вам и несколько вопросов из тех, что относятся к разряду личных. Расскажите, пожалуйста, о своей семье, чем занимаются Ваши дети? Вы известны как страстный коллекционер и обладатель одной из уникальнейших в стране коллекций ювелирных украшений. Откуда такое увлечение? Верно ли, что недавно Вы подарили свою коллекцию Президентскому центру культуры?
- Я женился, по нынешним меркам, рано, сразу после окончания института. По профессии жена - педагог, увлекается психологией и музыкой. Сегодня занимается, наверное, самым сложным и ответственным для любой женщины делом - воспитывает детей.
Их у нас трое - две дочери и один сын. У старшей уже своя семья, младшая - студентка, сын учится во втором классе обычной школы на левом берегу реки Ишим.
Что касается коллекции, то я уже говорил в недавнем интервью, что я действительно ее передал Президентскому центру культуры в Астане, и любой интересующийся может сегодня на нее взглянуть. Сама коллекция как ребенок. Достигнув определенного возраста, даже любимое чадо должно начать жить своей жизнью. Так и моя коллекция начала свою “взрослую” жизнь.
Это национальное достояние, бесценное культурное наследие предков, на этом нельзя делать бизнес или политику.


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп