Ударим туризмом по бездорожью
Светлана Грибанова
В Алматы на прошлой неделе прибыл представитель
ВТО - Всемирной туристской организации (не путать с Всемирной
торговой организацией) - Андрей Шлевков. Казахстан наряду
с 139 государствами входит в туристскую организацию. Мощный
стимул развитие двусторонних отношений получило после посещения
штаб-квартиры ВТО в Мадриде президентом РК Нурсултаном Назарбаевым
в 2000 году. Международные эксперты в области туризма положительно
оценивают потенциал Казахстана как туристской страны
Может быть, и правильно, что аббревиатуры туристской
и торговой организаций звучат идентично: ведь туризм - это
тоже большой бизнес. На его долю в мировом ВВП приходится
4,5 процента, а занято в нем более 200 миллионов человек.
Впечатляющая цифра для казалось бы несерьезной отрасли. Однако
во многих странах именно туризм считается основной статьей
пополнения бюджета, а также главным источником роста рабочих
мест. Например, коммунистическое руководство Китая поставило
задачу увеличить число занятых в турбизнесе с 27 миллионов
до 40 миллионов человек.
Среднегодовые темпы роста туризма превышают темпы роста экономики.
Если в 2001 году насчитывалось около 700 миллионов международных
туристов, то, по прогнозам ВТО, через двадцать лет их число
превысит 1,5 миллиарда. В 2001 году доходы от туризма достигли
460 миллиардов долларов, а в 2020 году они составят более
2 триллионов долларов. Как экспорт туристические услуги превышают
доходы, получаемые от экспорта автомобилей.
Если в советскую эпоху у нас в основном был развит внутренний
туризм - по территории СССР, то после падения “железного занавеса”
казахстанцы получили возможность выезжать в дальнее зарубежье.
Сначала за границу поехали “челноки” за товаром. С ростом
благосостояния населения, а также с налаживанием деловых связей
люди стали выезжать на отдых, а также в деловые командировки.
В результате выездной туризм в Казахстане получил должное
развитие, а вот с въездным пока существуют большие проблемы.
Только в Алматы 250 турагентств, и все они работают в основном
на выездной туризм.
Есть и наша доля в мировых доходах от турбизнеса,
с одним уточнением: пока мы в основном вывозим деньги - в
Эмираты, Китай, Египет, Тайланд, европейские страны и т.д.,
и продолжаем терять на въездном туризме. По данным ВТО, в
2001 году было зарегистрировано 2,5 миллиона человек, которые
въехали в Казахстан, но не все из них являются международными
туристами, ведь очень многие приезжают в республику из других
стран СНГ, чтобы навестить знакомых и родственников. В прошлом
году турбизнес принес в бюджет государства 442 миллиона долларов.
В Казахстане еще в прошлом году принята программа развития
туризма, однако американские и европейские туристы пока обходят
нашу страну стороной. Спрашивается, почему? Как говорит г-н
Шлевков, не следует ждать, что сразу после принятия решения
туризм начнет развиваться небывалыми темпами. Программа должна
быть рассчитана на 5-10 лет.
Туризм не только средство повышения благосостояния, но и средство
пропаганды имиджа страны. В Казахстане есть все, что может
привлечь туриста: огромная территория, прекрасные ландшафты,
разнообразие климатических зон, культурно-исторические достопримечательности,
наконец, то, что особенно ценят иностранцы - экзотика (вспомнить
хотя бы маршруты Шелкового пути), но все это пока остается
вещью в себе.
По словам г-на Шлевкова, туристические фирмы приедут в Казахстан,
чтобы ознакомиться со страной, только в том случае, если это
будет им выгодно и интересно, да еще исключительно за счет
принимающей стороны. В пропаганду государства как интересного
для туристов объекта нужно вкладывать деньги и усилия. “Если
вы выложитесь перед туристическими агентствами, - говорит
г-н Шлевков, - то они поймут, что вы готовы точно так же выкладываться
перед туристами”. Например, в свою имиджевую кампанию Монголия
вложила 500 тысяч долларов. На эти деньги был снят очень красивый
рекламный фильм о стране с участием знаменитой Джулии Робертс.
Туристы всего мира, и казахстанцы, кстати, тоже не исключение,
стремятся к поездкам без проблем. Они хотят чувствовать себя
комфортно, свободно и безопасно. По сравнению с другими странами,
считает г-н Шлевков, Казахстан, на его взгляд, в физическом
смысле абсолютно безопасная страна. Можем здесь добавить,
что представителю ВТО, возможно, просто не пришлось ездить
по казахстанским дорогам, вернее, по казахстанскому бездорожью.
Наши ухабы и рытвины хороши для экстремального туризма, но
обычный путешественник вряд ли почувствует себя в безопасности.
Еще можно посоветовать туристам в позднее время не покидать
гостиницу.
Кроме того, существует такое понятие, как психологическая
безопасность. В этом направлении Казахстану, по мнению г-на
Шлевкова, предстоит серьезно поработать. Иностранец чувствует
себя в безопасности, если знает, что он приехал отдохнуть
в демократическую, политически стабильную страну. Поэтому
необходимо при создании имиджа страны особое внимание уделить
этому аспекту. Даже информация на знакомом языке создает у
туриста в незнакомой стране ощущение безопасности. Для привлечения
туристов нам, очевидно, придется срочно вносить поправки в
Закон “О языках” и в качестве обязательного для исполнения
визуальной информации предусмотреть использование английского
языка.
В общем, проблем много, и решать их нужно на государственном
уровне. Уже принята среднесрочная программа развития туризма
на 2003-2004 годы. В бюджете на 2003 год на ее реализацию
заложено 32 миллиона тенге, что в пересчете составляет 2 миллиона
долларов. Деньги немалые по нашим меркам. Но какое-то время
Казахстану придется идти на расходы, чтобы привлечь в страну
туристов, ну а лет через 10-20 туризм можно будет смело включать
в статью доходов.
|