06 декабря 2002
№ 49 (237)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Исследования  

Ударим туризмом по бездорожью

Светлана Грибанова

В Алматы на прошлой неделе прибыл представитель ВТО - Всемирной туристской организации (не путать с Всемирной торговой организацией) - Андрей Шлевков. Казахстан наряду с 139 государствами входит в туристскую организацию. Мощный стимул развитие двусторонних отношений получило после посещения штаб-квартиры ВТО в Мадриде президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в 2000 году. Международные эксперты в области туризма положительно оценивают потенциал Казахстана как туристской страны

Может быть, и правильно, что аббревиатуры туристской и торговой организаций звучат идентично: ведь туризм - это тоже большой бизнес. На его долю в мировом ВВП приходится 4,5 процента, а занято в нем более 200 миллионов человек. Впечатляющая цифра для казалось бы несерьезной отрасли. Однако во многих странах именно туризм считается основной статьей пополнения бюджета, а также главным источником роста рабочих мест. Например, коммунистическое руководство Китая поставило задачу увеличить число занятых в турбизнесе с 27 миллионов до 40 миллионов человек.
Среднегодовые темпы роста туризма превышают темпы роста экономики. Если в 2001 году насчитывалось около 700 миллионов международных туристов, то, по прогнозам ВТО, через двадцать лет их число превысит 1,5 миллиарда. В 2001 году доходы от туризма достигли 460 миллиардов долларов, а в 2020 году они составят более 2 триллионов долларов. Как экспорт туристические услуги превышают доходы, получаемые от экспорта автомобилей.
Если в советскую эпоху у нас в основном был развит внутренний туризм - по территории СССР, то после падения “железного занавеса” казахстанцы получили возможность выезжать в дальнее зарубежье. Сначала за границу поехали “челноки” за товаром. С ростом благосостояния населения, а также с налаживанием деловых связей люди стали выезжать на отдых, а также в деловые командировки. В результате выездной туризм в Казахстане получил должное развитие, а вот с въездным пока существуют большие проблемы. Только в Алматы 250 турагентств, и все они работают в основном на выездной туризм.

Есть и наша доля в мировых доходах от турбизнеса, с одним уточнением: пока мы в основном вывозим деньги - в Эмираты, Китай, Египет, Тайланд, европейские страны и т.д., и продолжаем терять на въездном туризме. По данным ВТО, в 2001 году было зарегистрировано 2,5 миллиона человек, которые въехали в Казахстан, но не все из них являются международными туристами, ведь очень многие приезжают в республику из других стран СНГ, чтобы навестить знакомых и родственников. В прошлом году турбизнес принес в бюджет государства 442 миллиона долларов.
В Казахстане еще в прошлом году принята программа развития туризма, однако американские и европейские туристы пока обходят нашу страну стороной. Спрашивается, почему? Как говорит г-н Шлевков, не следует ждать, что сразу после принятия решения туризм начнет развиваться небывалыми темпами. Программа должна быть рассчитана на 5-10 лет.
Туризм не только средство повышения благосостояния, но и средство пропаганды имиджа страны. В Казахстане есть все, что может привлечь туриста: огромная территория, прекрасные ландшафты, разнообразие климатических зон, культурно-исторические достопримечательности, наконец, то, что особенно ценят иностранцы - экзотика (вспомнить хотя бы маршруты Шелкового пути), но все это пока остается вещью в себе.
По словам г-на Шлевкова, туристические фирмы приедут в Казахстан, чтобы ознакомиться со страной, только в том случае, если это будет им выгодно и интересно, да еще исключительно за счет принимающей стороны. В пропаганду государства как интересного для туристов объекта нужно вкладывать деньги и усилия. “Если вы выложитесь перед туристическими агентствами, - говорит г-н Шлевков, - то они поймут, что вы готовы точно так же выкладываться перед туристами”. Например, в свою имиджевую кампанию Монголия вложила 500 тысяч долларов. На эти деньги был снят очень красивый рекламный фильм о стране с участием знаменитой Джулии Робертс.
Туристы всего мира, и казахстанцы, кстати, тоже не исключение, стремятся к поездкам без проблем. Они хотят чувствовать себя комфортно, свободно и безопасно. По сравнению с другими странами, считает г-н Шлевков, Казахстан, на его взгляд, в физическом смысле абсолютно безопасная страна. Можем здесь добавить, что представителю ВТО, возможно, просто не пришлось ездить по казахстанским дорогам, вернее, по казахстанскому бездорожью. Наши ухабы и рытвины хороши для экстремального туризма, но обычный путешественник вряд ли почувствует себя в безопасности. Еще можно посоветовать туристам в позднее время не покидать гостиницу.
Кроме того, существует такое понятие, как психологическая безопасность. В этом направлении Казахстану, по мнению г-на Шлевкова, предстоит серьезно поработать. Иностранец чувствует себя в безопасности, если знает, что он приехал отдохнуть в демократическую, политически стабильную страну. Поэтому необходимо при создании имиджа страны особое внимание уделить этому аспекту. Даже информация на знакомом языке создает у туриста в незнакомой стране ощущение безопасности. Для привлечения туристов нам, очевидно, придется срочно вносить поправки в Закон “О языках” и в качестве обязательного для исполнения визуальной информации предусмотреть использование английского языка.
В общем, проблем много, и решать их нужно на государственном уровне. Уже принята среднесрочная программа развития туризма на 2003-2004 годы. В бюджете на 2003 год на ее реализацию заложено 32 миллиона тенге, что в пересчете составляет 2 миллиона долларов. Деньги немалые по нашим меркам. Но какое-то время Казахстану придется идти на расходы, чтобы привлечь в страну туристов, ну а лет через 10-20 туризм можно будет смело включать в статью доходов.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп