06 декабря 2002
№ 49 (237)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Исследования  

Отходы без доходов

Ольга МАЛАХОВА

Накал спора вокруг ввоза и захоронения радиоактивных отходов в Казахстане нарастает. Экологи сравнивают ситуацию с той, что была в коррумпированных африканских государствах, куда свозили грязный и опасный мусор со всего мира. В это же время руководство “Казатомпрома” делает громкие заявления о финансовых выгодах от таких проектов

В качестве аргументов в пользу проектов захоронения президент национальной компании Мухтар Джакишев называет огромные суммы, которые может получить республика от ввоза радиоактивных отходов из стран дальнего зарубежья. В интервью английской газете “Guardian” он заявил, что в течение тридцати лет государство в лице национальной компании получит от 30 до 50 миллиардов долларов.
Специалисты “Казатомпрома” считают, что экологии вреда это не нанесет, что уже через тысячу лет среднеактивные отходы становятся безвредными и их можно хоронить в глиняных котлованах Мангистауской области. Однако западные ученые уверены, что период распада плутония, содержащегося в средне- и низкоуровневых отходах, длится двести тысяч лет, и поэтому в этих странах принято решение о захоронении их исключительно в скальных породах.
Между тем могильники, которые еще надо строить, поскольку в Казахстане они практически отсутствуют (раньше отходы вывозили в Челябинск или в Ташкент), не вечны, они через несколько сот лет тоже начнут разрушаться, и это будет более чем опасно для будущих поколений.
Специалисты санэпидуправлений, предупреждая об этом, настаивают на строительстве собственных могильников, но только для захоронения наших радиоактивных отходов. У нас эта проблема стоит остро и без ввоза отходов из-за рубежа. Каждый год в республике несколько тысяч радиоактивных объектов требуют захоронения. В Алматы такой пункт есть только на территории Института ядерной физики, причем он не предназначен для высокоактивных отходов. В некоторых учреждениях, Институте онкологии и в КазНу имени Аль Фараби, например, поэтому не могли долгое время решить проблему захоронения своих установок для облучения.
Впрочем, голоса казахстанских специалистов звучат робко. Чаще высказывают свое мнение российские. Они удивляются называемым в Казахстане суммам, которые предполагается получить от таких программ. Российский физик Валерий Меньщиков, работавший в Межведомственной комиссии по экологической безопасности, в интервью экологическому обществу “Зеленое спасение” рассказывает о том, как такое хранилище действует в Швеции. Оно находится в километре от береговой линии под слоем морской воды и заглублено на 60 метров в кристаллической формации дна Балтийского моря. Стоимость строительства и содержания такого хранилища исчисляется в миллионах долларов.
Говорят, в нашей республике есть много мест, приспособленных для хранения радиоактивных отходов. Но по утверждению российского ученого, в котлованах, выработках от добычи уранового угля возможна миграция радионуклидов в подземные горизонты и воды, их разнос по большим территориям.
Амбиции “Казатомпрома” ученый также считает завышенными. В России уже столкнулись с тем, что двадцать миллиардов долларов, которые Минатом планировал получить от ввоза иностранного отработанного ядерного топлива, оказались иллюзией. Ожидаемые огромные деньги, часть которых хотели направить на решение экологических проблем, так и не поступили.
Другой российский ученый, работавший на Чернобыльской АЭС, директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского зеленого креста Владимир Кузнецов, утверждает, что в Казахстане на душу населения, включая младенцев и стариков, приходится по 25 тонн радиоактивных отходов. Он не понимает, для чего взваливать на свои плечи новые проблемы, если их и без того хватает в Степногорске, Усть-Каменогорске, Актау, Семипалатинске, в том числе с низко- и среднеактивными отходами.
Два месяца назад в России законодательно запретили ввоз, переработку и хранение радиоактивных отходов, несмотря на то, что там есть места для хранения и установки для переработки. У нас, наоборот, сейчас активно лоббируется утверждение поправок, которые могут разрешить устроить в республике свалку опасного мусора.
Протесты казахстанских экологов отнюдь не сводятся только к эмоциям. Они проводят в эти дни в регионах республики, и так уже пострадавших от радиации, публичные слушания, цель которых восстановить общество против превращения нашей территории в радиоактивную свалку. Главные аргументы против сводятся к тому, что в Казахстане не организованы строгий учет и информированность общества по этой проблеме. Еще в 1996 году правительственным постановлением 1285 было решено создать кадастр объектов захоронения радиоактивных отходов. Он должен был включать подробную информацию о характеристиках объектов, сведения о тех организациях, где образуются такие отходы, характеристику самих радиоактивных отходов. Но пока работа по созданию такого банка данных не начата.
В случае ввоза отходов необходим будет жесткий контроль, но пока между госорганами, которые должны этим заниматься, - Комитетом по атомной энергии, Агентством по чрезвычайным ситуациям, санитарно-эпидемиологической службой, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды - нет четкого разграничения и взаимодействия. А отсутствие контроля и учета, считают экологи антиядерной кампании, может привести к тому, что опасные отходы останутся незахороненными.
К тому же в казахстанском законодательстве нет предельных сроков на хранение отходов. Поэтому, предполагают “зеленые”, возможно неограниченное по времени хранение без размещения в специально оборудованных могильниках, как это сейчас происходит с собственными радиоактивными отходами.
По данным экспертов общественного фонда “Азиатско-американское партнерство”, несмотря на протесты общественных организаций, правительство рассматривает законопроект закрыто, без обязательного в этом случае учета общественного мнения, нарушая тем самым Орхусскую конвенцию. В случае принятия “радиоактивного” законопроекта, считают экологи, вряд ли будет возможен строгий международный контроль, поскольку для Казахстана все международные документы по этой проблеме имеют лишь рекомендательный характер, или мы совсем не являемся участниками таких соглашений.
Как сообщает ядерный сайт Nuclear.ru, казахстанские ядерщики не встретили понимания в международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), которое заявило, что “не рекомендует Казахстану заниматься импортом радиоактивных отходов, хотя готово наблюдать за безопасностью этого проекта”. Проекта, добавим, который превратит республику в международный ядерный могильник.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп