13 сентябрь 2002
№ 37 (225)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Здоровье
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 
     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
     События  

Как рисуют границы

Сергей АПАРИН

Взять все и поделить - советовал доброхот из народа, читающий вкупе Энгельса с Каутским, - дело нехитрое.
Впрочем, действительно, ничего сложного в делимитации границ быть не может. Если бы они, границы эти, были

В свое время советские партийные геодезисты с границами союзных республик обращались довольно вольно. Что, в общем, вполне оправданно, учитывая, что деление было номинальным и символизировало лишь подчинение того или иного региона местным властям. Каких-либо значимых неудобств советским гражданам эта перекройка границ не доставляла.

Поэтому делили и рисовали по-новому весьма небрежно.

Но одной непрактичностью советских картографов казусы эти объяснить сложно. Как раз в связи с условностью границы. Приграничные населенные пункты разрастались, засеивались поля, строились дороги, рылись каналы. При этом административные границы редко служили каким-либо ограничителем. И население союзных республик без труда селилось не только по обе стороны границы, но и на ней самой. К тому же границы эти с пристрастием сверялись в последний раз в 1940-1941 годах, и местность, изображенная на старых военных картах, довольно серьезно отличается от современного рельефа местности.

На картах, от которых приходится отталкиваться, есть линии границы, которые проходят по улицам современных поселков, по оси железных дорог (то есть одна колея принадлежит, допустим, Казахстану, другая - соседу), по береговой линии водохранилищ и маленьких рек, постоянно меняющих свое русло. Самым ярким примером может служить ситуация с Аральским морем, береговая линия которого “усохла” довольно значительно. А как ни крути - это тоже приграничный объект.

На самом деле делимитация - это самая тяжелая головная боль для любого молодого государства, и помимо колоссальных моральных затрат требуются еще и серьезные материальные средства. А вопрос о разделе границ - материя столь деликатная, что даже небольшой перекос в ту или иную сторону может запросто привести к войне с соседним государством или к революции внутри страны. Причем эта страшилка многократно подтверждается кровавыми историческими событиями. И пожалуй, атомное ядро делить легче и безопасней, чем приграничную территорию:

Во-первых, исторический аспект. Применительно к казахско-узбекским отношениям это выглядит так: еще в 1956 году 21 января Верховный Совет КазССР постановил передать Бостандыкский район и часть земель Голодной степи из Казахской ССР - Узбекской ССР. Семью годами позже таким же указом от 26 января часть территории Южного Казахстана передать Узбекской ССР. В 1971 году, наоборот, решением Верховного Совета часть территории Сырдарьинской области УзССР отошли к КазССР.

Впрочем, сам вопрос с границей между двумя уже советскими республиками пытались (не слишком успешно) решить еще в 1925 году. Сначала определили границу между бывшим Ирджарским (Пахта-Аральским) районом КазАССР и Мирзачуральским УзССР. Причем осталось несколько спорных участков. В 1931 году разграничили Кызыл-Кумский и южную часть Пахта-Аральского районов КазАССР с Джизакским и Фарижским районами УзССР. Границу определяли даже без выезда на местность. В связи с ошибками акт о границе был опротестован КазЦИКом в 1935 году.

В 1936-1937 годах паритетная комиссия впервые согласовала большую часть казахстанско-узбекской границы и закрепила свое решение постановлением Верховных советов двух республик. Однако на союзном уровне это согласование не утвердили. В 1940-м казахская сторона выражает несогласие с результатами работы паритетной комиссии 1936-1937 гг., считая, что раздел границ произошел без учета интересов Казахстана.

После войны границы между Казахской ССР и Узбекской ССР заверяются тремя указами президиума Верховного Совета СССР - от 1956, 1963 и 1971 годов. Иначе говоря, границу между двумя союзными республиками устанавливали в течение 46 лет.

Во-вторых, политический аспект. Можно долго и до крови спорить и о справедливости передачи земель от Казахстана Узбекистану и наоборот, и о всех актах и постановлениях, собственно определяющих границу между Казахстаном и Узбекистаном. Но сегодня эти документы - единственная юридическая база, которая признается обоими государствами. Других, заверенных и Казахстаном и Узбекистаном, документов попросту нет. Можно, конечно, собрать в кулак патриотичность и с сантиметром у карты доказывать, что казахи отдали узбекам больше земли, чем узбеки казахам. Но во внешней политике такая позиция вряд ли приемлема.

Если на протяжении более 40 лет обе республики подтверждали ныне существующие границы и юридически их заверяли, то насколько этично сегодня поднимать споры о том, справедливо это или нет. По крайней мере, для правового государства обсуждение таких вопросов явно неприемлемо. Тем более что в Алматинской декларации от 21 декабря 1991 года все руководители стран СНГ подтвердили, что согласны с границами, сложившимися на момент распада СССР, и никаких претензий друг к другу не имеют. Не подписать этот документ - это создать у себя сектор Газа и на сотни лет растянуть международный конфликт.

В-третьих, юридический аспект. В некоторых случаях, однако, просто и честно поделить территорию по линии на карте абсолютно невозможно. Иначе может получиться как с российско-украинской границей: когда хата останется на территории Федерации, а сортир - на территории Незалежной, или наоборот, и воленс-ноленс границу эту придется несколько раз в день нарушать, с природой не поспоришь. Но проблема не только в том, чтобы не дробить поселки: каждое крестьянское хозяйство имеет какую-то землю, которая при нем должна и остаться. Потому как земля эта обычно закреплена за хозяином различными государственными актами и отменять их государству же довольно сложно.

Поэтому для ведения переговоров, координации всех действий и собственно делимитации границы и у нас создали довольно многочисленную правительственную комиссию во главе с премьер-министром, куда вошли сотрудники МИДа, пограничники, специалисты КНБ, представители Агентства по управлению земельными ресурсами, геодезисты, представители акиматов нынешних районов и т.д. Такую же комиссию собрали и в Узбекистане.

Изначально комиссии договорились до окончания делимитации не нарушать нынешнее положение дел, никаких сооружений (тем более демаркационного плана) в приграничье на спорных участках не строить, население не нервировать. И в основном обе стороны соглашение это выдерживали, за исключением каких-то малопонятных колышков, которые вбивали пограничники Узбекистана на казахстанской территории.

Собственно, заслуживающих внимания спорных участков было три: поселок Багыс, который граница разрезала на две части, хотя административно он относится к Сарыагашскому району и в нем живут в основном граждане Казахстана; район Арнасайской плотины, где пять казахских аулов находятся на территории Узбекистана, и три узбекских аула Нсан-1, Нсан-2 и Баймурат, которые располагаются на территории Казахстана. Каждый из этих пунктов нужно было не только передать по месту “прописки”, но и сохранить за ним посевные площади, могилы, сады, огороды, колодцы, ручьи и речки для полива. То есть “выписывать” каждый километр границы приходилось филигранно.

В результате подписанных в понедельник в Астане соглашений поселок Багыс с прилегающей к нему землей (около 800 гектаров) отошел Казахстану. Взамен узбеки получают часть земли Сарыагашского района (южнее поселка Туркестанец) и часть земель Кызылординской области, где располагаются те самые три аула: Нсан-1, Нсан-2 и Баймурат, которые также отошли Узбекистану. Арнасайская плотина с казахскими аулами отошла Казахстану. Узбекистану же отдали около 1700 гектаров вблизи Большого Голодностепского коллектора (со стороны Казахстана эти земли освоить было довольно сложно - слишком далеко пришлось бы вести оросительные системы).

Относительно поселка Туркестанец: Казахстану забрать его не удалось. Образован он в начале 80-х годов, то есть позже того срока, когда окончательно утвердилась граница между Казахской и Узбекской ССР. Находится он целиком на территории Узбекистана. Поэтому какую-то юридически обоснованную аргументацию - мол, отдайте поселок - тут придумать сложно. К сожалению, этнический состав населения в данном случае ничего не доказывает.

По словам членов правительственной комиссии РК, казахам, проживающим в Туркестанце, государство готово предоставить жилье на территории Казахстана. Правда, сам механизм возможного переселения пока неясен.

Обо всех нюансах переселения граждан Казахстана и “туркестанцах” в Казахстан мы расскажем в следующих номерах “НП”.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии