КТО КУДА, Я ЗА ГРАНИЦУ
Талгат Калиев
Какие
проблемы считают приоритетными для страны депутаты мажилиса
парламента? Села? Бюджета? Культуры? Ан нет, развития международных
связей и обороны. Иначе чем объяснить тот факт, что с этой
недели парламентский комитет по международным делам стал самым
многочисленным в палате?
Депутатская доля
По закону все депутаты имеют равные социально-бытовые условия.
Мы о них рассказывали не так давно, проводя для своих читателей
экскурсию по “депутатскому дому”. Живут в одинаковых меблированных
служебных квартирах. Имеют одинаковый лимит на пользование
служебным транспортом, питаются в одной столовой, имеют равные
права на посещение спортивных залов и так далее. Теперь имеют
и равные права на помощников.
Правда, на “голый оклад” вряд ли можно привлечь высокопрофессионального
помощника, поэтому, по слухам, наиболее обеспеченные народные
избранники приплачивают шустрым ребятам из своего кармана.
Но работают депутаты по-разному.
За исключением руководства палаты и неприкаянного Гани Касымова,
оставшиеся семьдесят четыре мажилисмена распределены по семи
комитетам. Распределены тоже неравномерно.
В комитете по аграрным вопросам состоят семь депутатов под
председательством Еркина Рамазанова, восемь мажилисменов включены
в состав комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.
Здесь старшим является Сергей Жалыбин.
Одиннадцать народных избранников под руководством Зауре
Кыдыровой трудятся в комитете по социально-культурному развитию,
десять во главе с Тито Сыздыковым - в комитете по вопросам
экологии и природопользования.
Еще одиннадцать депутатов под председательством Ивана Чиркалина
составляют комитет по экономической реформе и региональному
развитию, столько же - в комитете по финансам и бюджету. Здесь
верховодит патриарх парламентаризма Каратай Турысов.
И самым крупным (с этой недели в нем состоит 16 членов)
является комитет по международным делам, обороне и безопасности
под предводительством Шарипа Омарова.
В тиши комитетов
Названия комитетов говорят сами за себя. Первому комитету
наверняка предстоит колоссальная работа над усовершенствованием
проекта Земельного кодекса и выработке предложений по улучшению
жизни села. Для этого, разумеется, придется совершить не одну
поездку по неблагоустроенным населенным пунктам, помянув недобрым
словом наши сельские дороги, и накормить обещаниями светлого
будущего недовольных условиями обитания сельчан. Работа, конечно,
насыщенная и интересная, но сложная.
Не менее интересен труд членов комитета по законодательству.
Анализ нормативно-правовой базы как своего, так и зарубежного
опыта с сопутствующими поездками - достаточно благодарное
дело. Тем более что в результате судебно-правовой реформы
всегда можно иметь хорошее влияние в правоохранительных органах,
что в нашей жизни тоже немаловажно.
Экологию и природопользование также трудно назвать непрестижными
сферами деятельности. Учитывая, какую шумиху при желании можно
развивать парламентариям вокруг крупных компаний, априори
влияющих на экологию, вряд ли можно называть работу в этом
комитете неблагодарной.
Комитет по финансам и бюджету сравним по своему могуществу
разве что с Минфином. Именно здесь пытаются лоббировать, или,
как принято выражаться, продавить свои пожелания заинтересованные
руководители министерств, ведомств и регионов. Разумеется,
все они пытаются лишний раз дружить с этим комитетом и с каждым
его членом в отдельности.
Комитет по экономической реформе и региональному развитию
по влиянию, конечно, уступает предыдущему, но, думается, в
регионах акимы тоже не против бы с ними сдружиться. Тем более
что через этот комитет на вполне законных основаниях тоже
можно “продавить” ряд животрепещущих вопросов.
Менее престижным считается комитет по социально-культурному
развитию. Влияния маловато, проблем у культуры много, лоббировать
практически некого, а работы рутинной хоть отбавляй. Командировок-то,
в принципе, достаточно, но все они в основном по республике,
и командировочные соответствующие.
Зато самым престижным и желанным, судя по всему, в мажилисе
принято считать комитет по международным делам, обороне и
безопасности.
Во-первых, работать приходится в основном над ратификацией
различных международных договоров и соглашений, над которыми
уже успели потрудиться эксперты из МИДа, а на некоторых даже
стоит подпись главы государства. Тема безопасности и обороны
тоже весьма и весьма интересна. Работа над ней, особенно в
свете борьбы с терроризмом, предполагает многочисленные командировки,
разумеется, в дальнее зарубежье. Командировочные здесь тоже
выгодно отличаются от внутренних ставок. Да плюс к тому некоторые
поездки проходят исключительно за счет принимающей стороны.
Словом, по мнению депутатов из других комитетов, здесь у коллег
не жизнь, а мед.
Привилегированный значок
Итак, приближение срока выборов прибавило новых проблем депутатам.
Некоторые уже стали заявлять о своих претензиях на работу
в престижном комитете, а иные сумели в него плавно переместиться.
Тем временем мажилисмен Ерасыл Абылкасымов из комитета по
социально-культурному развитию уныло заметил, что от них бегут,
потому что лоббировать некого.
Словом, кому что. У кого-то суп жидковат, а у кого-то алмазы
мелковаты, или у избирателей одни проблемы, а у депутатов
- другие. Может быть, некоторые депутаты боятся, что ко времени
сдачи своего значка они так и не успеют прокатиться за рубеж?
Кстати, о значке. Вопрос о его замене на новый, по-видимому,
это будет флажок, пока еще стоит на повестке дня. Может быть,
из-за его нерешенности так долго проходит обсуждение приоритетных
законопроектов?..
Астана
|