13 сентябрь 2002
№ 37 (225)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Здоровье
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 
     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
     Регионы  

Президент повернул чиновников лицом к Алматы

Мало кому удается усидеть в шатком кресле акима пять лет подобно Виктору Храпунову.Мы по привычке ругаем городские власти и виним их во всех грехах, забыв, как замерзали в своих квартирах зимой, сутками сидели без газа, пережили веерные отключения электричества, как Алматы погружался вечерами в темноту. И было это всего несколько лет назад. Согласитесь, жить в Алматы, может быть, и не стало веселей, но чище и теплей уж точно. Год назад в “НП” вышло интервью Виктора Храпунова. И мы вновь напросились в гости к акиму, чтобы порасспросить его, что ждет нас, алматинцев, в будущем

Особый статус станет особеннее

- Виктор Вячеславович, прошел год со дня нашей последней встречи. Что нового он принес для города?
- Самое главное, по моему мнению, это то, что президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев заставил еще раз повернуться лицом к нашему великолепному городу. Если помните, 30 мая в акимате состоялся актив с участием главы государства. Тогда мы подверглись серьезной критике, во многом справедливой. Нурсултан Абишевич раскритиковал работу транспорта, связь, застройку пригородов, архитектурный облик Алматы. Вместе с тем были отмечены и положительные моменты, президент подчеркнул, как много сделано с тех пор, как Алматы перестал быть столицей государства.

По результатам актива было принято протокольное решение: правительству совместно с акиматом города поручалось разработать государственную программу развития Алматы на восемь лет - с 2002 по 2010 годы. Все лето мы в жестком графике работали вместе с правительством. На сегодня определены все разделы программы, она уже сверстана, документы отправлены на согласование в ряд министерств и ведомств. В октябре, надеюсь, мы сможем презентовать программу на заседании правительства.

Еще один итог прошедшего года: существенно изменилось отношение центра к бывшей столице. Президент дал поручение внести изменения и дополнения в Закон “Об особом статусе Алматы” от 1997 года. Закон в том виде, как он существует сегодня, уже не отвечает современным требованиям. В процессе принятия других законодательных актов многие статьи были выхолощены, перестали работать. Законопроект о внесении поправок уже разработан и направлен Министерством юстиции в Минфин, в Минэкономики и другие ведомства для согласования.

- Это действительно существенные поправки или так, косметический ремонт?
- Мы затронули основы: бюджет и структуру управления. Мы не хотим быть статистами в родном городе. Впервые мы создаем структуру управления городом. До сих пор все нормативы - численность наших структур и т.п., нам отпускают сверху. Законопроект дает нам право самим утверждать структуру управления городом. И это правильно! Кто лучше нас самих знает, что нужно городу? Коснутся изменения еще одного важного вопроса - лицензирования. Мы хотим вернуть себе лицензирование основных видов деятельности.

Вначале эта норма была заложена в Законе об особом статусе от 1997 года, но затем были приняты законы о туризме, о здравоохранении и т. д., и все эти статьи перестали работать. Все вопросы, связанные с лицензированием, ушли в органы, которые являются лицензиарами.

Что касается бюджета, то благодаря изменениям в закон мы получим дополнительные финансовые ресурсы. В законопроекте предусмотрено, что не менее 40 процентов плановых налоговых поступлений должно оставаться в Алматы. В текущем году в самом городе остается 27 миллиардов тенге. В случае принятия этой поправки в 2003 году мы оставим на 15 миллиардов больше, поскольку 40 процентов от запланированных поступлений в объеме 138 миллиардов составляет 42 миллиарда тенге.

Денежка к денежке - будет бюджет

- Думаю, против этого не станет голосовать ни один алматинец, ведь благополучие каждого из нас зависит от городской казны. Сейчас как раз верстается республиканский бюджет на следующий год. Сколько средств, по прогнозам, должен собрать Алматы, и каков бюджет самого города на следующий год?
- По прогнозам, поступления в бюджет Алматы в 2003 году должны составить 138 миллиардов тенге, это на 8 миллиардов больше, чем в нынешнем. Зато доходная часть меньше - 50 миллиардов 865 миллионов тенге. Понятно, что существуют изъятия из местного бюджета, но плохо то, что они нестабильны. Если бы нам установили план изъятий на пять лет в определенной сумме, например, на уровне 17 миллиардов тенге, пусть даже 18 миллиардов с учетом инфляции, то заработанные сверх этой суммы средства мы могли бы направить на решение проблем в городе.

Но пока существует практика увеличения изъятий из местных бюджетов. В нынешнем году у нас заберут 17,6 миллиарда тенге, а в 2003 году - уже 22,3 миллиарда тенге. Просто пропадает желание заниматься доходной частью бюджета.

В этом году введено новшество и, кстати, его также можно причислить к положительным результатам года: изменился порядок составления отчета и предоставления бюджета на заседании бюджетной комиссии правительства. Нас радует, что текущие расходы отделены от инвестиционных расходов.

Дом, который построил акимат

- Считается, что Алматы чуть ли не самый богатый город в Казахстане. Но лучше ли в нем живется среднему гражданину, чем в других регионах республики? Какую часть бюджета предусмотрено направить на образование, здравоохранение, на жилищное строительство, ремонт дорог?
- Вот некоторые цифры по бюджету на 2002 год. На образование предусмотрено израсходовать около 5 миллиардов тенге, на здравоохранение - 6,7 миллиарда тенге, 2,8 миллиарда тенге - на социальную защиту, в пределах 1,2 миллиарда - на покупку жилья для социально уязвимых категорий населения, 1,6 миллиарда - на содержание полиции, 1,3 миллиарда тенге - на специальный ремонт дорог.

- Голые цифры мало о чем говорят несведущему человеку. Давайте поговорим о жилищном строительстве. Оно, нужно отметить, в последние годы оживилось. Однако в основном строят элитные дома, в которых квартира простому горожанину не по карману. Развивается ли в городе строительство муниципального жилья? И еще. Может ли обычная семья с невысокими доходами, например молодожены, получить бесплатное жилье от акимата?
- Мы стали строить больше, это все видят. Действительно, много элитных домов, которые компании возводят за счет собственных финансовых ресурсов. Скоро начнется строительство жилья для среднего класса. Но мы продолжаем строить дома и для социально незащищенных групп. За первое полугодие 2002 года сдано 198 тысяч квадратных метров жилья, или 1367 квартир. За счет бюджета мы построили 400 квартир. Это чисто муниципальное жилье.

- Кто и на каких условиях получает эти квартиры?
- Сегодня государство принимает на себя обязательство обеспечить жильем только тех граждан, которые не в состоянии сами построить или купить себе жилье. Это участники Великой Отечественной войны, инвалиды, многодетные семьи и т.д. Всего в Законе “О жилищной политике в РК” перечислено 11 категорий граждан, которые имеют право на получение муниципального жилья. Все остальные, в том числе и молодожены, о которых вы спрашивали, в эти категории не входят. Есть две руки, две ноги, голова на плечах - иди, зарабатывай.

Мы со своей стороны можем помочь с выделением земельного участка для индивидуального строительства. Сейчас очень широко распространяется ипотека. Можно под этот земельный участок получить кредит для строительства и рассчитаться по нему в течение 10-15 лет. Этот принцип действует во всем мире.

Об условиях. Мы выделяем муниципальное жилье без права наследования, нельзя его и приватизировать. Хотя, в принципе, желающие могут выкупить полученную от акимата квартиру. К примеру, построили мы 60 квартир. Чтобы построить следующие 60, мы должны вложить такую же или даже большую сумму. Если из этих 60 квартир у нас выкупят половину, то мы сможем полученные деньги вложить в строительство и покупку жилья очередникам.

- То есть 30 квартир вы даете очередникам, а 30 может приобрести любой желающий?
- Так вопрос не ставится. Мы строим жилье для социально незащищенных групп населения. Но среди них есть люди, которые могут выкупить квартиру, тем более что расплатиться за нее можно в рассрочку. Эта схема привлекательна тем, что мы строим относительно дешевое жилье: цена одного квадратного метра 150-212 долларов. Квадратный метр в элитной квартире стоит 1000 долларов, для среднего класса - 500-560 долларов.

Выкупив квартиру, можно ее передать по наследству, продать, в общем, распоряжаться ею по своему усмотрению. У нас есть такие прецеденты, таким образом мы уже заработали 25 миллионов тенге.

Сейчас мы прорабатываем с одним американским фондом проект строительства в микрорайоне “Жетысу” целого квартала домов для малообеспеченных стоимостью 350 миллионов долларов. Здесь будет своя поликлиника, стадион, школа... Американцы готовы вложить деньги с одним условием: часть квартир они сами распределят.

- В последнее время дорожают квартиры в Алматы. Многие этот факт связывают со слухами о свободной экономической зоне в южной столице, которая якобы вот-вот будет объявлена. Реально ли это?
- В Алматы никогда не будет объявлена свободная экономическая зона. Кому придет в голову освободить от налогов такой мегаполис, который дает почти треть республиканского бюджета? Это исключено.

Да, уже третий год мы будируем вопрос о создании точечной свободной экономической зоны в поселке Алатау, где расположены Институт ядерной физики, институт высоких энергий. Лед тронулся только после того, как Нурсултан Абишевич Назарбаев во время визита в Индию ознакомился с их опытом предоставления налоговых льгот научным центрам, которые занимаются разработками компьютерных программ. Сейчас правительство, Министерство экономики и акимат города отрабатывают этот проект. Мы планируем объявить специальную экономическую зону в поселке Алатау. Это позволит нашим научным центрам направлять заработанные деньги на развитие производства.

Дорогие дороги


- Два года назад появился в городе “сибирский цирюльник” - ремиксер. Глядя, как он утюжит наши улицы и проспекты, мы поверили: будут, наконец, и в Алматы нормальные дороги. Два года назад вы в интервью “НП” говорили, что полотно, уложенное ремиксером, продержится минимум 5-6 лет. Но уже в этом году проспект Абылай хана покрылся трещинами, кое-где пришлось его “латать”. Как можно объяснить этот факт? Специалисты считают, что причина - в несоблюдении технологии и некачественном битуме. Так ли это?
- Проблема дорог была самой неразрешимой в течение первых двух лет моей работы в должности акима. Не успеешь отремонтировать, как снова появились трещины и ямы.

Проспект Абылай хана, до того как мы занялись им три года назад, не ремонтировался 17 лет. Ремиксером мы убрали все ухабы и рытвины. К сожалению, с помощью ремиксера невозможно отремонтировать основание дороги, как это делается в той же Германии, где дороги являются особой гордостью. По нашей климатической зоне срок службы асфальтового покрытия - 12 лет. В Германии этот срок больше - 15 лет. Через каждые четыре года мы будем накладывать новый асфальт толщиной 20 миллиметров. Через 12 лет полностью перекроем полотно. Это в идеале.

Ремиксер позволил нам контролировать качество асфальта. Там есть специальная установка, которая блокирует машину, если в нее загрузить некачественный асфальт. Контроль асфальта производится по 28 параметрам. В позапрошлом году дорожники простояли 20 дней, потому что из России был завезен битум, не отвечающий технологическим требованиям.

Нас нельзя обвинить в том, что мы ремонтируем только центр города. Полностью перекрыли дорожное полотно на проспекте Сейфуллина - от Сатпаева до вокзала Алматы-I, отремонтировали улицы Шаляпина, Тимирязева, Розыбакиева, построили развязку по дороге в аэропорт. На очереди развязка на пересечении Саина-Райымбека.

- Говорят, что там больше месяца не ведутся работы...
- Да пусть говорят, что хотят... Да, есть небольшие трудности с финансированием. На сегодня уже освоено 430 миллионов тенге. Еще 370 миллионов тенге заложено в бюджете. В общем, в этом году будет освоен 1 миллиард тенге. Для того чтобы построить развязку, нужно 3,3 миллиарда тенге. Мы планируем в следующем году закончить все основные работы. Зимой будет закрыто движение по кольцу, начнется возведение колонн под перекрытием. Впервые в Алматы именно здесь будет построен 100-метровый туннель.

Нехватка денег - это основная проблема. Вот небольшой пример. Для того чтобы отремонтировать 122 километра дорог (таков годовой план), нужно 9,2 миллиарда тенге, а на дорожный ремонт в бюджете предусмотрено всего 1,3 миллиарда тенге. В этом году мы капитально отремонтировали 56 километров дорожного покрытия, а протяженность всех городских дорог - 1680 километров и это не считая внутриквартальных проездов.

Не дефолт, так террористы


- В прошлом году, отвечая на вопросы “НП”, вы отметили, что проблема алматинского метро - в отсутствии инвесторов. Удалось ли за год найти желающих вложить деньги в нашу “подземку”?
- В 1998 году мы вели переговоры с одной американской компанией, которая готова была вложить в строительство метрополитена 3 миллиарда долларов. И вдруг российский дефолт. Они тут же кинулись в Россию спасать свои деньги и больше не вернулись. До сих пор сохранились участки земли, выделенные этой компании, но мы не можем их осваивать, потому что нет инвестиций.

Потом мы почти договорились с немецкой компанией “Филипп Хольсмен”, даже подписали соглашение о начале строительства метро. Это было в ноябре, а в январе компания, которая имеет ежегодный оборот в 18 миллиардов долларов, была объявлена банкротом.

После этого мы вышли на Федеральный резервный фонд США и были уверены, что сможем привлечь кредит. Спасибо бывшему премьеру, Косымжомарту Токаеву: он подписал правительственные гарантии на сумму 44 миллиона долларов. Нам оставалось найти еще 500 миллионов долларов. А всего на завершение строительства метро необходимо 530-550 миллионов долларов. Но трагедия 11 сентября сломала все наши планы. Федеральный резерв решил все средства направить на внутренние расходы.

Сейчас мы отрабатываем вопрос с еще одной американской компанией. Они были здесь, осмотрели уже построенные объекты метрополитена, аэропорт, кольцевую дорогу. Предоставили нам проект контракта, мы его откорректировали с учетом нашего законодательства и отправили им. Возможно, уже через месяц мы сможем решить проблему с кредитными средствами для завершения этого долгостроя.

Американцы сделали нам встречное предложение. Эта компания известна во всем мире своими подвесными железными дорогами. Они согласились достроить наше метро, если мы позволим им построить в Алматы подвесные дороги. Мы согласовали их предложение с президентом Назарбаевым и получили от него добро.

Мы планируем построить две подвесные дороги: от станции метро “Алатау”, что на пересечении Жарокова - Абая до микрорайона “Жетысу” и от станции “Райымбек” (Райымбека - Фурманова) - до аэропорта.

Кстати, вначале предлагалось построить в Алматы подвесную дорогу, а не метро, потому что это стоило бы в пять раз дешевле. Но в 1980 году приехал Брежнев и раскритиковал казахстанский ЦК за это решение. Тогда “холодная война” была в разгаре, и генеральный секретарь настоятельно порекомендовал все-таки строить метро, которое могло бы использоваться в качестве бомбоубежища в случае военной угрозы.

Не бойтесь монополистов, тарифы повышающих


- По-прежнему острой остается проблема тарифов на коммунальные услуги. Когда монополисты предлагают увеличить цены на газ, свет и воду, просчитывают ли они платежеспособность населения? Ведь так может наступить момент, когда люди просто откажутся оплачивать коммунальные услуги.
- Беда в том, что растут цены на сырье. Тонна экибастузского угля с доставкой в советское время стоила 3 рубля. Уголь, который мы сжигаем на алматинской ТЭЦ-1 стоит 32 доллара за тонну. Карагандинский угольный концентрат больше соответствует требованиям экологии, нежели экибастузский. Поймите, я не ратую за повышение тарифов, и алматинцы знают, что мы всегда в этом вопросе занимали и занимаем жесткую позицию. Однако цены растут, и это от нас не зависит.

Одна гигакалория тепла в 1994 году стоила 1500 тенге. Прошло восемь лет, тем не менее до последнего повышения тариф АПК составлял 1483 тенге за гигакалорию. Даже при ежегодной инфляции в 5 процентов (а мы знаем, что она была гораздо большей), сейчас тариф на тепло должен вырасти до 2100 тенге за гигакалорию. Плюс стоимость запчастей, ремонт оборудования, а все запчасти мы ввозим из России.

Естественным монополистам предоставлено право один раз в квартал подавать заявку на пересмотр тарифа, чем они и пользуются. Но это вовсе не значит, что антимонопольный комитет примет их расчеты и повысит тариф на заявленную ими величину. Так что не нужно бояться естественных монополистов.

Живите прямо на лету


- Традиционный вопрос - об аэропорте...
- А что с аэропортом? Что вас беспокоит?

- Будет ли терминал сдан осенью этого года, как вы обещали?
- Меня уже настораживают высказывания по поводу аэропорта...
По всем нормативам срок строительства терминала - 18 месяцев. Первый камень в фундамент мы заложили 14 декабря 2000 года, и вдруг строители заявили, что они постараются сдать здание аэровокзала через год к десятилетию Независимости. Мы поддались эйфории, забыв народную мудрость: если женщина должна выносить дитя девять месяцев, девять женщин не произведут на свет ребенка через месяц.

По нормативам, строительство должно было завершиться в июне этого года. Каркас был возведен очень быстро, ударными темпами покрыли кровлю. Задержка произошла на этапе установки витражей. Мы долго выявляли фирму-победителя - с опозданием на три месяца.

Сначала нам предложили изготовить и смонтировать витражи за 14,3 миллиона долларов. Это была совершенно неприемлемая цена. Мы провели несколько тендеров, а между ними, по крайней мере, должен пройти месяц, и сбили цену до 4, 8 миллиона долларов. Но время было упущено. Зимой в незакрытом помещении нельзя было работать. В общем, мы потеряли зиму прошлого года. Сейчас работы идут достаточно высокими темпами, и, надеюсь, к концу этого года мы терминал сдадим.

Единственный нюанс: как всегда не хватает денег. Здание алматинского аэропорта будет отвечать самым современным требованиям. Здесь многое впервые: многоярусный паркинг; телескопические трапы; разделение потоков: прилет, отлет, местные авиалинии, международные авиалинии; тройная система защиты багажа; полная автоматизация всех процессов. Сначала рассчитывали, что площадь терминала будет 20 тысяч квадратных метров, сейчас понятно, что не менее 26 тысяч квадратных метров. Поэтому первоначальная стоимость - 25 миллионов долларов - увеличилась почти вдвое - до 49 миллионов долларов.

А напоследок я скажу

- Виктор Вячеславович, постоянно ходят слухи, что вас вот-вот назначат министром, вице-премьером и даже премьером. Очевидно, эти разговоры доходят и до вас. Ответьте, пожалуйста, нашим читателям: вам действительно делались такие предложения или это не более чем слухи?
- Вы правильно употребили слово. Это действительно только слухи. Кому-то эти слухи, наверное, выгодны... Мы в команде президента, и ему виднее, где лучше использовать того или иного человека из своей команды на данном этапе развития государства. Если Нурсултан Абишевич скажет завтра: “Курметти жолдас Храпунов, хватит тебе работать в Алматы, мы направляем тебя на другой участокЌ”, возьму под козырек. Если скажет, что моя карьера вообще закончилась, что ж, поблагодарю за предоставленную возможность работать рядом с президентом, делать максимально возможное на благо алматинцев, и буду заниматься своим делом - энергетикой.

Интервью вела Светлана Грибанова

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии