Галина Галкина
Что есть любовь
Гульнар
Эдгеевна Джандосова - режиссер одного из городских Дворцов торжеств,
мастер самых значимых в жизни людей церемоний: бракосочетания, свадеб,
в том числе “серебряных” и “золотых” юбилеев. Она сама пишет сценарии
этих действ - литературное творчество особого свойства. Гульнар
Джандосова - автор трех сборников лирической поэзии. Еще в пору
пейджинговой связи строчки из ее стихотворений транслировали друг
другу молодые влюбленные.
У нас не было такого праздника, как День Святого Валентина. Его
можно считать аналогом 8 Марта, когда мужчины, как по команде, одаривают
женщин вниманием, подарками. Это был советский День любви. “Любовь”
- каким содержанием наполняет это понятие Гульнар Джандосова? Dалее
Галина Галкина
“О своих чувствах поведал в письме”
В 2000 году был снят документальный фильм “Таусылмайтын махаббат”
- “История одной любви” (Агентство “Хабар”, Телерадиокомплекс президента
РК). Изначально съемочная группа - режиссеры Сергей Азимов, Асет
Ерназаров, оператор Слава Сачков - планировала сделать фильм о Касыме
Кайсенове, легендарном герое-партизане, известном писателе, кавалере
ордена “Халыћ Ћаhарманы, но все получилось иначе. За день до съемок
супругу Касыма Кайсенова Асыл-апай сбила машина. Асыл-апай долго
лежала в больнице. Касым Кайсенов переживал, тревожился. И фильм
получился про любовь Dалее
Время без Марата
13 февраля исполнилось бы 70 лет Марату Карибаевичу Барманкулову
- одному из первых отечественных тележурналистов, основателю теории
телевизионной журналистики и одноименной кафедры в университете.
Он воспитал генерацию журналистов, которые сегодня работают в телерадиокомпаниях,
газетах и журналах республики. Они считают Марата Карибаевича Барманкулова
своим учителем.
Марат
Барманкулов - автор нескольких книг и учебных пособий по теории
и практике журналистики. Его блестящие публицистические выступления
и очерки, опубликованные на страницах периодических изданий, были
явлением в журналистике. Настоящими бестселлерами стали его исторические
книги “Хан Иван”, “Хрустальные мечты тюрков о квадронации” и другие
(всего у Марата Карибаевича вышло 17 книг). Он ушел из жизни в 2000
году.
Марат Барманкулов никогда не думал о ТВ как о профессии, о некоем
фронте работ. Он изучал ноосферу - то, что возникает вокруг телевидения:
интриги, людские взаимоотношения, - на ТВ они специфичны. До него,
в принципе, не было людей, изучающих этот феномен. ТВ, как продукт
социального общества, предполагает свою философию. Марат Барманкулов
преподавал философию ТВ, стремился ее понять и создавал сам. Он
был первоискателем. Это человек, который пытался открыть эпоху,
сущность ТВ, ответить на вопрос, почему телевидение владеет умами
людей. И студентов он побуждал смотреть на ТВ шире: не обязательно
знать, как работают камеры, как составляется сетка вещания, как
приводится в движение весь этот сложный механизм, гораздо интереснее
то, из чего складывается телевидение.
Были люди эпохи Ренессанса, которые занимались механикой, историей,
философией. Духовность подвластна немногим. Марат Барманкулов -
один из этих немногих. Яркая личность, один из первых настоящих
профессионалов, который создавал русские программы на ТВ. Талантливейший
педагог, ученый. Не считаясь со временем, крупицы знаний, тонких
наблюдений передавал ученикам, которых у него сотни по всему Казахстану.
Он был обаятельным человеком. Умел находиться в центре внимания
- за дружеским столом или в аудитории. Находясь в составе телевизионных
жюри разных программ, умел найти точные, глубокие слова, оценивая
то или иное выступление коллег. Его звали друзья и студенты “Дорогим
Борманом”.
Книги, которые он написал, свидетельствуют о том, что Марат Карибаевич
не останавливался на тех постулатах, которые рождались 20 лет назад.
Опережая время, в своих трудах он пытался, и ему это удавалось,
предсказывать будущее СМИ.
Диапазон и амплитуда его интересов, понимания многих вещей велики
- его занимало все: от тюркских времен до Интернета. Марат Карибаевич
был первым казахским журналистом, который писал о появлении и применении
Всемирной сети. Организовал на факультете журналистики комнату -
компьютерный кабинет, где был впервые открыт Интернет. Он очень
гордился этой новой возможностью для студентов.
Молодежью он восхищался, как это было на хабаровской программе “Лидер
XXI века”. Марат Барманкулов сказал тогда о поколении юных: “Они
не просто лидеры XXI века, они - люди новой эпохи. Почти дети, они
больше знают, чем мы”.
Но и сам Марат Карибаевич был человеком нового времени, всегда опережая
собственное. Друзья называли его казахским Сильвио Берлускони, Тэдом
Тернером и даже Биллом Гейтсом. Не став, а может быть, не успев
стать королем медиа-империи, он все же виртуально входил в это сообщество
телемагнатов.
В вопросе свободы слова он был революционно настроен. Марат Карибаевич
считал, что свобода слова не может быть только наполовину. Он говорил,
что свободная пресса, как температура общества: крепость, сила государства
измеряется степенью свободы прессы.
Романтик в нем уживался с реалистом. Этот увлекающийся человек не
переходил грань, за которой - разрушение. Не пил, не курил. Он берег
отношения с людьми. Всех уважал и часто говорил: “Думай о людях
хорошо, плохо всегда успеешь”.
Фото Центрального государственного архива кинофотодокументов
и звукозаписей РК
Ведущая полосы Галина Галкина
|