9 февраля 2007 №5 (453)
     Люди

Галина Галкина
“О своих чувствах поведал в письме”

В 2000 году был снят документальный фильм “Таусылмайтын махаббат” - “История одной любви” (Агентство “Хабар”, Телерадиокомплекс президента РК). Изначально съемочная группа - режиссеры Сергей Азимов, Асет Ерназаров, оператор Слава Сачков - планировала сделать фильм о Касыме Кайсенове, легендарном герое-партизане, известном писателе, кавалере ордена “Халыћ Ћаhарманы, но все получилось иначе. За день до съемок супругу Касыма Кайсенова Асыл-апай сбила машина. Асыл-апай долго лежала в больнице. Касым Кайсенов переживал, тревожился. И фильм получился про любовь

На войне, где Касым Кайсенов постоянно рисковал, его хранила судьба и любовь супруги Асыл. Ожидание сделало ее терпеливой и мудрой.
В фильме двое пожилых людей рассказывают о себе. Они вновь разлучены, как когда-то войной, теперь - дорожным происшествием: Асыл-апай в больничной палате, Касым Кайсенов - у себя дома. Каждый говорит о другом с теплом и тревогой.
Касым Кайсенов: 65 лет прожили душа в душу. Сегодня редко такое встретишь. Мне уже 83, а жене 80. Никакие испытания судьбы не могли разлучить нас: ни война, ни долгая разлука. Силы жизни угасают во мне. Вот какая она, нескончаемая любовь. В 1939 году призвали меня в армию. Потом тянулись 7 лет неизвестности и разлуки. За 56 послевоенных лет не расставались никогда. Когда впервые увидел Асыл, ей было 14, мне 16. О своих чувствах поведал в письме. Это был почтовый роман. Почтальоном стала моя сестра.
Асыл-апай: Я училась с его сестренкой. Он приезжал на велосипеде к школе. Одноклассницы увидели его, спрашивают меня: “Кто этот парень?” А я отвечаю: “Герой!” Как в воду глядела. Потом стала его женой. Восемь братьев и сестер в семье Касыма приняли меня как родную. А в ноябре его призвали в армию.
Касым Кайсенов: Она первая назвала меня героем. Призвали в армию. Три с половиной года учебы в диверсионной школе, а потом - война. Вспоминается не война, а украинские песни. И сегодня во сне я там, на Украине.
Асыл-апай: Я ждала вестей от Касыма. Он без вести пропал. Получила одно письмо еще до войны. И больше - ни строчки. Я была литсотрудницей в областной газете. Братья Касыма на фронте, сестры повыходили замуж. Только в 1944 году получила от него коротенькое письмо, что он жив, здоров, вышел из вражеского плена. После войны только бы радоваться, жить. Как-то пришел к нам в редакцию мужчина, оказалось, воевал на Украине. Это был Жумагали Саин. Я спросила его о муже. Он собирался поехать на Украину.
Касым Кайсенов: После освобождения Украины поступил в распоряжение Главного штаба к Ковпаку. Он вызвал меня и сказал: “Дома никто не знает, что ты творил на войне. Законы царят жестокие: упекут тебя в тюрьму. Ты там сгинешь”. Он не хотел отпускать меня домой. Говорит: “Поживи год-другой с нами, потом мы сами отвезем тебя домой”. Как-то опять вызывают в штаб. Жумагали Саин возвращался домой. С боем добился он разрешения и увез меня домой.
Асыл-апай: Жумагали Саин зовет меня к себе домой. Там был Касым. Я иду, ног под собой не чую. А может быть, Касым ранен? Потом думаю, наверное, женился на другой? Почему он не домой вернулся, а к Жумагали?
Касым Кайсенов: По ночам мне снилась война. Каждую ночь фашисты окружали наш дом. Я кричал, отстреливался. Бедная Асыл, каково было ей? Спали на полу - я все время во сне прыгал с парашютом, тащил Асыл, спасал ее. А она уже беременная. Былые времена давно прошли. Никто не знает истинную цену жизни точнее, чем сам человек.
Асыл-апай: Он столько крови повидал. У них была своя цена жизни и смерти. Нелегко с ним приходилось. Он был резкий. Смахну слезу, обиду не показываю. Жизнь дана Богом. Трудно прожить ее в согласии с собой. Любовь - это терпение. Сейчас к любви другое отношение. Любовь - божий дар, как чистый, неиссякаемый родник.
Асыл-апай в свои годы сохранила красоту, достоинство, женскую грацию. Касым Кайсенов остается воином в свои 83 года. Когда он берет оружие в кадре, рука его наливается силой.
В фильме наступает день, когда Касым Кайсенов навещает Асыл-апай. Этого момента ждали режиссер и оператор. Они находились в палате длительное время, чтобы бабушка привыкла, не обращала внимания на камеру и людей в палате. Режиссеру позвонили: “Дед собирается в больницу!” В волнении ждали появления Касыма Кайсенова. Поставили камеру в палате и тихо наблюдали их свидание: cловами не передашь.
В кадре - хрупкая кисть женщины и рука старого бойца, он осторожно поглаживает ее... “Любовь - божий дар, как чистый, неиссякаемый родник”.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск