Галина Галкина
Что есть любовь
Гульнар Эдгеевна Джандосова - режиссер одного из городских Дворцов
торжеств, мастер самых значимых в жизни людей церемоний: бракосочетания,
свадеб, в том числе “серебряных” и “золотых” юбилеев. Она сама пишет
сценарии этих действ - литературное творчество особого свойства.
Гульнар Джандосова - автор трех сборников лирической поэзии. Еще
в пору пейджинговой связи строчки из ее стихотворений транслировали
друг другу молодые влюбленные.
У нас не было такого праздника, как День Святого Валентина. Его
можно считать аналогом 8 Марта, когда мужчины, как по команде, одаривают
женщин вниманием, подарками. Это был советский День любви. “Любовь”
- каким содержанием наполняет это понятие Гульнар Джандосова?
-
Я человек любвеобильный и работаю в таком месте, где столько любви
вижу. Поэту легче всего выразить любовь стихами: “Что есть любовь?
Загадка всех веков. Когда глаза в глаза, и стынет кровь. Когда рука
в руке. И все без слов поймете сердцем. Это есть любовь”. Это ответ
на вопрос, который волнует всех и вся на протяжении веков.
- Помните ли Вы свою первую любовь?
- Как правило, это школьная любовь. Но со мной она случилась уже
после школы. Знаете, отношусь к этому как в стихотворении поэта:
“Не встречайтесь с первою любовью. Пусть она останется такой нежной
сказкой или острой болью, или песней, смолкшей за рекой. Не тянитесь
к прошлому, не стоит. Все иным покажется сейчас. Пусть навеки самое
святое неизменным остается в нас”. Мне даже не хочется обращаться
к своей первой любви, искать этого человека, встретиться с ним.
“Пусть... останется... сказкой”.
- А Ваша первая встреча с супругом была романтической или вполне
обыденной?
- Ну, если автобус можно назвать романтическим местом... Это было
время, когда не было столько машин и мы все ездили в общественном
транспорте. А если бы сейчас, когда у многих есть собственные автомобили,
наверное, трудно было бы встретиться. Мы ехали с сестренкой, а он
с другом. Видела, как они все время поворачивались в нашу сторону,
шептались, улыбались. Я сестренке говорю: “Сейчас они к нам подойдут”.
И, действительно, подошли. Так началось знакомство. Потом в городе
иногда случайно встречались. И только спустя семь лет после этой
встречи возникли чувства. Как это бывает: каждый день видишь человека,
и вот в какой-то момент посмотришь на него совершенно иными глазами.
- Любовь - возвышенное чувство, но она подчас приносит страдания.
Помните из фильма “Собака на сене”: “Любовь, зачем ты мучаешь меня?”
- Не подчас, а как правило. У меня много строк о страдании:
“Грустны мои стихи, в них мало радости, одна лишь боль”... Самые
сильные - это стихотворения о муках любви. Люди, читая мои книги,
говорят, что их поражает выраженная в них боль. И эти строки, как
бальзам, лечат их собственные страдания. Пролистывая книгу, они
не замечают радостных стихов. Думаю, люди ищут поддержку в стихах
в трудные моменты своей жизни. Мне приятно, что мой сборник - настольная
книга многих женщин.
Справка “НП” |
Гульнар Джандосова - поэт, режиссер Дворца торжеств. Окончила
педагогический институт имени Абая, естественно-географический
факультет по специальности “Биология и химия”. Из всего потока
всего две пятерки получили абитуриенты за вступительное сочинение.
Одну из них - Гульнар Джандосова за сочинение на тему “Золотые
страницы истории химии”. Преподавала биологию и химию в средней
школе в Куртинском районе на станции Узун-Агач: “Это был очень
плодотворный период моей жизни, когда я работала от зари до
зари”. Несколько лет работала в Институте микробиологии. Десять
лет назад создала Гуманитарный лицей имени Ораза Джандосова,
в котором пыталась воплотить все свои представления о педагогике:
“Педагогика и медицина - две профессии, которые даются от
Бога. В эти профессии никак нельзя пускать случайных людей”.
Основала творческий клуб “Премьера”, где собрались творческие
люди - те, кто пишет, поет, рисует.
|
- Вы - автор трех поэтических сборников. Когда случились первые
стихи?
- В школьные годы. Это были стихи о Родине, о комсомоле. Потом было
долгое затишье, наверное, потому что училась, воспитывала детей.
И к сорока годам вдруг начал бить поэтический родничок. Стихи писала
для себя, не совсем понимая, что происходит. Потом заметила, что
сотрудницы на работе переписывают стихи, дети - дома, потом относили
в школу, где их подруги тоже записывали себе. То есть моя поэзия
оказалась востребованной. Так возникла мысль о первом сборнике.
Здесь нужно сказать, что первые два сборника были изданы моими друзьями.
Все мои стихи о любви. Считаю, что именно любовь является первоосновой
поэзии.
Проведение свадьбы, по мнению Гульнар Эдгеевны, это проще, чем написать
сценарий и провести достойную церемонию бракосочетания. Даже в Интернете
много свадебных сценариев и ни одного сценария церемонии бракосочетания.
В жизни молодоженов это очень важный момент. И также существенно,
каким оно будет, их вступление в семейную жизнь.
- Молодые люди приходят, чтобы скрепить свой союз подписями, чтобы
их объявили официально мужем и женой. Есть стандартные, протокольные
сценарии. Но мы всегда стремимся отойти от стандартов, чтобы церемония
была особо торжественной, чтобы сказать слова, которые проникнут
в душу каждого. Это серьезный труд большого коллектива, высокая
ответственность. Все, кто здесь работает, вносят свою лепту. Я очень
счастливый человек, потому что столько счастья вижу каждый раз:
радостные глаза молодых. Кому-то может показаться, что мы говорим
одни и те же слова каждой паре. Но всякий раз мы пропускаем эти
слова через себя, адресуем именно этой паре. И молодые их воспринимают
по-своему. Пары бывают очень разные. Заметно, что у одних чувство
фонтаном бьет, другие - более сдержанные. Есть пары, которые очень
трогают. В церемонии присутствует такой момент, когда молодые дают
клятву. Она существует многие годы, десятилетия. И все-таки для
каждой пары клятва звучит впервые. Мы говорим им: “Посмотрите в
глаза друг другу”. Я очень люблю этот момент: кто-то только бегло
глянет, а есть пары, которые поворачиваются лицом друг к другу,
держатся за руки, смотрят в глаза друг другу, не могут оторваться.
У нас уже клятва закончилась, а они все стоят и смотрят друг на
друга. Невольно проникаешься этим, заряжаешься, заражаешься любовью.
На одной церемонии молодой человек, пограничник, встал на колено.
Это было очень красиво. Момент клятвы, когда люди не притворяются.
Он для них неожиданный, и, может быть, поэтому они себя искренне
ведут. И очень печально, когда наши молодые вдруг звонят и спрашивают:
“Вот мы расписывались у вас. А где нам можно развестись?” Нам это
очень огорчительно, потому что, регистрируя пару, мы отдаем частичку
своей души. Однажды пришла пара, чтобы развестись, а мы повели их
в зал торжеств и предложили еще раз пройти по этой лестнице, вспомнить
все. Оставили их в этом зале наедине. Может быть, мы остановили
этот развод, сохранили семью... Мы рады, что не занимаемся разводами,
иначе нашего сердца не хватило бы.
- У Вас не бывало сбежавших невест?
- Такого не было. Но однажды приехала группа людей после отдыха
на природе. Они потребовали, чтобы их пару немедленно зарегистрировали.
Может быть, они боялись, что завтра передумают? Так что невеста
в джинсах у нас была. Организовали церемонию, нашли ей диадему.
Позже они расписались - как положено, с месячным сроком ожидания.
Но в тот момент мы поддержали их, и они не упустили своей птицы
счастья. Это были неюные люди, уже вполне зрелые. Думаю, они счастливы
сегодня и в День Валентина вспомнят о нас.
- Что можно сказать всем влюбленным в День Святого Валентина?
- Любовь - это великое чувство, ему подвластны все. Не поддавайтесь
ссорам, тогда над вашими чувствами, вашим союзом нависает угроза.
Берегите любовь. Она очень хрупка и нуждается в бережном отношении.
- Гульнар Эдгеевна, Вы - внучка легендарного наркома Ораза Кикимовича
Джандосова, репрессированного в сталинское время. Насколько память
о дедушке присутствовала в Вашей жизни?
- Наша бабушка Фатима Аскаровна (в девичестве Сутюшева) постоянно
говорила нам: “Помните, какую вы носите фамилию”. Непроизвольно
мы себя под этой фамилией чистили. И то, что можно было делать другим,
нам не всегда разрешалось. Мы были Джандосовыми, нас приучали с
детства достойно нести свою фамилию. Конечно, ребенку это все трудно
было осмыслить. Осознание причастности к этому человеку пришло гораздо
позже, в более зрелом возрасте. У меня есть стихотворение “Пепел
Клааса”, посвященное дедушке, в него я вложила то, что чувствую.
|