“Хрущевская” перестройка Юлиана Жихорь В ближайшем будущем в Алматы, возможно, будут снесены микрорайоны и построено долгожданное метро Такие поправки в Закон “Об особом статусе города Алматы” одобрили парламентарии. Согласно этому документу, в ближайшее время планируется провести капитальную проверку на сейсмоустойчивость двух домов, построенных в конце 60-х-начале 70-х годов. Все жильцы этих “пробных” зданий будут выселены в новые, построенные для временного проживания таких жильцов дома. Если “экспериментальные” здания не развалятся, отделавшись минимальными разрушениями отдельных деталей, то, по словам акима города Алматы Виктора Храпунова, во всех жилых и административных домах, построенных в это время, будут вскрываться и ремонтироваться именно неблагонадежные детали. Если же дом развалится окончательно, то под снос пойдет весь жилой массив хрущевок. А таких в южной столице совсем немало - 2,1 миллиона квадратных метров. Строительство равноценного количества жилья потребует капитальных вложений в сумме более одного миллиарда долларов. Это при условии, что стоимость одного квадратного метра не будет превышать 450 долларов. Возникает резонный вопрос, есть ли у муниципального бюджета такие средства и согласятся ли частные застройщики возводить здания, в которых половина квартир не будет подлежать продаже? Что касается других домов, не внушающих сейсмоустойчивого доверия, таких, как саманные и каркасно-камышитовые, то в генеральном плане застройки Алматы до 2010 года предусмотрена их полная ликвидация. “Мы постараемся сделать так, чтобы ни одного такого дома у нас в Алматы не осталось”, - заявил господин Храпунов.
|
В соответствии с этими планами намечена коренная перепланировка района аэропорта. Новый аэропорт по плану скоро будет окружен новой площадью, вокруг которой вырастут выставочный центр и гостиница. Все это будет на месте нынешних двухэтажных каркасно-камышитовых домиков. Куда денутся их жители, пока не говорится. Однако особо церемониться с ними не станут. Сроки освобождения жилплощади под снос для государственных нужд сокращены с одного года до трех месяцев с момента оповещения жильцов. В этот период гражданам предстоит решить вопрос: брать предложенную компенсацию за строения и землю или, не согласившись с ее размерами, подавать в суд. Однако, как считают депутаты, алматинские суды еще ни разу не заставили акимат увеличить сумму компенсационных выплат. Этот вопрос стал наиболее дискутируемым в парламенте. Тем более что под государственные нужды могут попасть земли, на которых находятся не ветхие и разрушающиеся строения, а совсем новые и далеко не дешевые частные дома. Однако Виктор Храпунов заявил, что каждый объект будет тщательно обследован специально оценочной комиссией, изучающей как состояние дома, так и вложенные в ремонт средства. Но и она, как бы ни старалась, оценить один квадрат в тысячу долларов, как хочет хозяин сносимого жилья, вряд ли сможет. Что касается других планов реконструкции города, то уже сейчас строится большая кольцевая объездная дорога, которая позволит сбросить на эту дорогу до 70 тысяч единиц транзитного транспорта. Ставший классикой долгостроя Олимпийский комплекс, расположенный в Самале, наконец будет достроен. К нему вполне может присоединиться и метро, переговоры о строительстве которого в самом разгаре. Правительство Казахстана уже согласилось выдать на завершение подземного долгостроя 160 миллионов долларов. Теперь очередь за компанией-подрядчиком. Всего стоимость строительства метро и монорельсовой дороги обойдется в 1 200 миллионов долларов. Городские проспекты, обойденные лопатой дорожника-строителя, будут полностью реконструированы. Проспекты Толе би и аль-Фараби лишатся окрестных частных застроек. В районе озера Сайран “вырастут многоэтажные, сейсмоустойчивые красивые жилые дома, которые будут являться гордостью города”, - сказал аким. Проспекты Желтоксан, Наурызбай батыра и Сейфуллина удлинятся до аль-Фараби, что даст возможность легкому “горному бризу” достигать носов жителей города. Правда, насколько легко этому бризу будет преодолевать высотки, не оговаривается. Всего на выполнение Государственной программы развития города Алматы предусмотрено 765 миллиардов тенге. Из которых 350 миллиардов - бюджетные. А остальные - средства иностранных и местных инвесторов.
Астана
|