7 мая 2004
№ 18 (310)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
     Спорт  

Фанатская ностальгия

Ильяр Гафуров

Недавний футбольный матч на Центральном стадионе между национальными сборными Казахстана и Азербайджана вызвал среди наших болельщиков неподдельный интерес. Впервые в нынешнем сезоне на ЦС был настоящий аншлаг. Жаль, конечно, что казахстанцы проиграли - 2:3, но ведь это футбол. Затем последовала отставка главного тренера сборной Казахстана, российского специалиста Леонида Пахомова. Теперь на капитанский мостик национальной сборной Казахстана встал известный в прошлом защитник, чемпион России-1995 в составе владикавказской “Алании” Сергей Тимофеев. Но сегодня не о назначениях и уходах. Сегодня отдадим дань внезапно нахлынувшей ностальгии, когда трибуны Центрального стадиона были забиты до отказа. О тех людях, которые приходят на стадионы и таким образом признаются в любви к самой лучшей игре в мире - футболу

Наши
Точкой отсчета в истории кайратовского фанатского движения “South Cross” стал выезд в Вильнюс и Минск. 31 июля алма-атинский “Кайрат” играл против “Жальгириса”, а 4 августа - против “Динамо”. В этом историческом вояже участвовали четыре кайратовских фаната. Квартет познал все “тяготы и лишения” фанатской жизни - проезд в качестве “зайцев”, изучение московских вокзалов, знание расписания движения поездов и электричек не хуже таблицы умножения. Вильнюсцы и минчане считали алма-атинских “странников” чуть ли не героями, имея в виду дальность поездки. Для сравнения: самой ближней точкой для наших фанатов являлась Москва - трое с половиной суток пути, а ведь, к примеру, Киев или Минск еще дальше, если внимательно посмотреть географическую карту. Прибыв в столицу тогдашнего СССР, кайратовские фанаты поменяли несколько “собак” (так в простонародье называют электрички), дабы попасть “зайцами” в Минск. Таким путем пробирались и в Вильнюс или Киев, главное - нужно было сделать все технично и аккуратно, не вызвав подозрения со стороны работников железной дороги и бдительного ока милиции. Вернувшись в Москву после вояжей в столицы Литвы и Белоруссии, появился костяк “South Cross” в составе “Шведа”, “Француза” и “Сэра”. Эта троица вскоре заслужила авторитет в фанатских кругах СССР и практически всегда в этом составе отправлялась в дальнюю дорогу поддержать любимую команду.
Таким образом, кайратовские фанаты переквалифицировались из “фантиков” в настоящие фанаты. Отметим, что и москвичи или киевляне относились к кайратовским фэнам очень дружелюбно и помогали чем могли. Встречали на вокзале, предлагали ночлег, кормили и берегли от разных проблем, в том числе и от милиции. Гостеприимство и уважение, вот, наверное, два важных фактора фанатских взаимоотношений тех времен. А когда в Алма-Ату, к примеру, приезжали фэны “Спартака” или киевского “Динамо”, наши ребята отвечали тем же добродушием и поддержкой. Да и время было такое интересное - гласно-перестроечное с элементами дружбы народов и “советским” пониманием жизни, так сказать. Старожилы движения “South Cross” до сих пор с улыбкой вспоминают разные истории, связанные с передвижением налегке по всему СССР. Но, по обыкновению, обо всем по порядку.
Сия история произошла в Вильнюсе в день матча чемпионата СССР между “Жальгирисом” и алма-атинским “Кайратом”. Литовцы, гостеприимно приняв гостей-фанатов из далекого Казахстана, предложили им провести товарищескую игру. “Исторический” матч между фэнами “Жальгириса” и “Кайрата” состоялся неподалеку от стадиона на футбольной площадке. Решено было сыграть пять на пять, но кайратовских было только четверо, и литовцы любезно предоставили услуги их фаната, от которого, понятное дело, толку было довольно мало. Два тайма по пятнадцать минут - таков хронометраж товарищеской встречи. Небольшая асфальтированная площадка, а вокруг нее - тьма жальгирисовских фанатов. Состояние наших, естественно, не совсем комфортное, в голове кружились мысли “Когда начнут бить, после матча или как?”. За две минуты до конца матча “Француз” забивает красивый гол, и счет становится - 4:3 в пользу алма-атинцев. Ясно дело, выиграть не дадут в любом случае, матч будет длиться немереное количество времени, пока литовцы не отыграются. Когда заканчивалось добавленное время, наши принимают соломоново решение и “помогают” жальгирисовским сравнять счет - 4:4. Бить больно не стали, и фанаты дружною толпой двинулись к стадиону. Нужно отметить, что первые бренды (фанатовские стяги на весь сектор) появились именно в Вильнюсе. У фэнов “Жальгириса” таковых было два, один на западной трибуне, другой - на восточной.

Большой футбол - большие проблемы

Российский
вариант

Этот материал был опубликован несколько лет назад в российском журнале “Спорт-Экспресс”, однако за прошедшие годы злободневная тема не утратила своей актуальности. Почитайте выдержки из материала “Увидеть футбол и уцелеть” и убедитесь в этом сами.
“Некоторые говорят, что футбол - это искусство, а оно, как известно, требует жертв. Охотно соглашусь с первой частью этого силлогизма, но категорически против второй. Футбольное действо - не языческое жертвоприношение и не сатанинская месса. Но диалог хулиганов с правоохранительными органами напоминает спор глухого со слепым.
Одни хотят, чтобы им раз и навсегда разрешили на футболе пить, бить морды инакомыслящим и инородцам, взрывать бомбочки, зажигать шашки и факелы, крушить кресла. У других стоит в ушах начальственное: “Шоб ни одного и-ни-цин-ден-та у меня! Понял, капитан? За каждое сломанное кресло ответишь звездочками на погонах. Выполнять!!!”. Нет, они никогда не договорятся между собой. Это два полюса единой футбольной батарейки, наглядное воплощение гегелевского закона о единстве и борьбе противоположностей - главного двигателя эволюции. Жаль, не футбольной, а “около”.
...Папаша, решивший вспомнить молодость, а заодно и покрестить в свою футбольную веру семилетнего сына, взял его на футбол. У касс не придумал ничего лучшего, как спросить у фаната, какая трибуна лучшая. “Б” или “Север!”, - гордо бросил молодой человек и скрылся в толпе. В итоге на матче папаша сидит в куче от души фанатеющих молодых людей и нервно обнимает сына. Чадо слышит столько новых слов, что непрерывно теребит отца за рукав, выпытывая, что означает то или иное выражение.
“Не слушай, сынок, - жалко улыбается отец. - Они глупые и невоспитанные люди”. Но сынок слушает и впитывает окружающую его в данный момент среду с благодарностью губки. Видно, что ему ужасно нравятся эти оглушительно орущие, свистящие и матерящиеся старшие ребята: “Подрасту, - восторгается он, - обязательно стану фанатом!”.
На поле первоклассник практически не смотрит - там все ясно: дядьки играют в футбол, который можно сто тысяч раз посмотреть по телевизору. А вот того, что творится вокруг, по телеку не увидеть. Какие веселые ребята! От их советов судье “продай свисток, купи очки” можно описаться от смеха.
А какие смелые! Зажгли красивый факел, а дядьки-милиционеры бросились отнимать, начали с ними драться. Правда, нас с папой чуть было не затолкали, но все равно здорово! Зачем в перерыве папа хотел перейти на трибуну за другими воротами? Она же пустая! И правильно дяденьки-милиционеры его не пустили. Вот только непонятно, почему папа так расстроился и сказал, что надо ехать домой. И не утешился, услышав в метро от сына: “Ненавижу тех, с которыми мы сегодня играли!”.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп