Фанатская ностальгия
Ильяр Гафуров
Недавний футбольный матч на Центральном стадионе
между национальными сборными Казахстана и Азербайджана вызвал
среди наших болельщиков неподдельный интерес. Впервые в нынешнем
сезоне на ЦС был настоящий аншлаг. Жаль, конечно, что казахстанцы
проиграли - 2:3, но ведь это футбол. Затем последовала отставка
главного тренера сборной Казахстана, российского специалиста
Леонида Пахомова. Теперь на капитанский мостик национальной
сборной Казахстана встал известный в прошлом защитник, чемпион
России-1995 в составе владикавказской “Алании” Сергей Тимофеев.
Но сегодня не о назначениях и уходах. Сегодня отдадим дань
внезапно нахлынувшей ностальгии, когда трибуны Центрального
стадиона были забиты до отказа. О тех людях, которые приходят
на стадионы и таким образом признаются в любви к самой лучшей
игре в мире - футболу
Наши
Точкой отсчета в истории кайратовского фанатского движения
“South Cross” стал выезд в Вильнюс и Минск. 31 июля алма-атинский
“Кайрат” играл против “Жальгириса”, а 4 августа - против “Динамо”.
В этом историческом вояже участвовали четыре кайратовских
фаната. Квартет познал все “тяготы и лишения” фанатской жизни
- проезд в качестве “зайцев”, изучение московских вокзалов,
знание расписания движения поездов и электричек не хуже таблицы
умножения. Вильнюсцы и минчане считали алма-атинских “странников”
чуть ли не героями, имея в виду дальность поездки. Для сравнения:
самой ближней точкой для наших фанатов являлась Москва - трое
с половиной суток пути, а ведь, к примеру, Киев или Минск
еще дальше, если внимательно посмотреть географическую карту.
Прибыв в столицу тогдашнего СССР, кайратовские фанаты поменяли
несколько “собак” (так в простонародье называют электрички),
дабы попасть “зайцами” в Минск. Таким путем пробирались и
в Вильнюс или Киев, главное - нужно было сделать все технично
и аккуратно, не вызвав подозрения со стороны работников железной
дороги и бдительного ока милиции. Вернувшись в Москву после
вояжей в столицы Литвы и Белоруссии, появился костяк “South
Cross” в составе “Шведа”, “Француза” и “Сэра”. Эта троица
вскоре заслужила авторитет в фанатских кругах СССР и практически
всегда в этом составе отправлялась в дальнюю дорогу поддержать
любимую команду.
Таким образом, кайратовские фанаты переквалифицировались из
“фантиков” в настоящие фанаты. Отметим, что и москвичи или
киевляне относились к кайратовским фэнам очень дружелюбно
и помогали чем могли. Встречали на вокзале, предлагали ночлег,
кормили и берегли от разных проблем, в том числе и от милиции.
Гостеприимство и уважение, вот, наверное, два важных фактора
фанатских взаимоотношений тех времен. А когда в Алма-Ату,
к примеру, приезжали фэны “Спартака” или киевского “Динамо”,
наши ребята отвечали тем же добродушием и поддержкой. Да и
время было такое интересное - гласно-перестроечное с элементами
дружбы народов и “советским” пониманием жизни, так сказать.
Старожилы движения “South Cross” до сих пор с улыбкой вспоминают
разные истории, связанные с передвижением налегке по всему
СССР. Но, по обыкновению, обо всем по порядку.
Сия история произошла в Вильнюсе в день матча чемпионата СССР
между “Жальгирисом” и алма-атинским “Кайратом”. Литовцы, гостеприимно
приняв гостей-фанатов из далекого Казахстана, предложили им
провести товарищескую игру. “Исторический” матч между фэнами
“Жальгириса” и “Кайрата” состоялся неподалеку от стадиона
на футбольной площадке. Решено было сыграть пять на пять,
но кайратовских было только четверо, и литовцы любезно предоставили
услуги их фаната, от которого, понятное дело, толку было довольно
мало. Два тайма по пятнадцать минут - таков хронометраж товарищеской
встречи. Небольшая асфальтированная площадка, а вокруг нее
- тьма жальгирисовских фанатов. Состояние наших, естественно,
не совсем комфортное, в голове кружились мысли “Когда начнут
бить, после матча или как?”. За две минуты до конца матча
“Француз” забивает красивый гол, и счет становится - 4:3 в
пользу алма-атинцев. Ясно дело, выиграть не дадут в любом
случае, матч будет длиться немереное количество времени, пока
литовцы не отыграются. Когда заканчивалось добавленное время,
наши принимают соломоново решение и “помогают” жальгирисовским
сравнять счет - 4:4. Бить больно не стали, и фанаты дружною
толпой двинулись к стадиону. Нужно отметить, что первые бренды
(фанатовские стяги на весь сектор) появились именно в Вильнюсе.
У фэнов “Жальгириса” таковых было два, один на западной трибуне,
другой - на восточной.
|
Большой футбол - большие проблемы |
Российский
вариант
Этот материал был опубликован несколько лет назад в российском
журнале “Спорт-Экспресс”, однако за прошедшие годы злободневная
тема не утратила своей актуальности. Почитайте выдержки из
материала “Увидеть футбол и уцелеть” и убедитесь в этом сами.
“Некоторые говорят, что футбол - это искусство, а оно, как
известно, требует жертв. Охотно соглашусь с первой частью
этого силлогизма, но категорически против второй. Футбольное
действо - не языческое жертвоприношение и не сатанинская месса.
Но диалог хулиганов с правоохранительными органами напоминает
спор глухого со слепым.
Одни хотят, чтобы им раз и навсегда разрешили на футболе пить,
бить морды инакомыслящим и инородцам, взрывать бомбочки, зажигать
шашки и факелы, крушить кресла. У других стоит в ушах начальственное:
“Шоб ни одного и-ни-цин-ден-та у меня! Понял, капитан? За
каждое сломанное кресло ответишь звездочками на погонах. Выполнять!!!”.
Нет, они никогда не договорятся между собой. Это два полюса
единой футбольной батарейки, наглядное воплощение гегелевского
закона о единстве и борьбе противоположностей - главного двигателя
эволюции. Жаль, не футбольной, а “около”.
...Папаша, решивший вспомнить молодость, а заодно и покрестить
в свою футбольную веру семилетнего сына, взял его на футбол.
У касс не придумал ничего лучшего, как спросить у фаната,
какая трибуна лучшая. “Б” или “Север!”, - гордо бросил молодой
человек и скрылся в толпе. В итоге на матче папаша сидит в
куче от души фанатеющих молодых людей и нервно обнимает сына.
Чадо слышит столько новых слов, что непрерывно теребит отца
за рукав, выпытывая, что означает то или иное выражение.
“Не слушай, сынок, - жалко улыбается отец. - Они глупые и
невоспитанные люди”. Но сынок слушает и впитывает окружающую
его в данный момент среду с благодарностью губки. Видно, что
ему ужасно нравятся эти оглушительно орущие, свистящие и матерящиеся
старшие ребята: “Подрасту, - восторгается он, - обязательно
стану фанатом!”.
На поле первоклассник практически не смотрит - там все ясно:
дядьки играют в футбол, который можно сто тысяч раз посмотреть
по телевизору. А вот того, что творится вокруг, по телеку
не увидеть. Какие веселые ребята! От их советов судье “продай
свисток, купи очки” можно описаться от смеха.
А какие смелые! Зажгли красивый факел, а дядьки-милиционеры
бросились отнимать, начали с ними драться. Правда, нас с папой
чуть было не затолкали, но все равно здорово! Зачем в перерыве
папа хотел перейти на трибуну за другими воротами? Она же
пустая! И правильно дяденьки-милиционеры его не пустили. Вот
только непонятно, почему папа так расстроился и сказал, что
надо ехать домой. И не утешился, услышав в метро от сына:
“Ненавижу тех, с которыми мы сегодня играли!”.
|