Конфликт труда и капитала Юлиана Жихорь Как ни странно, но деньги бывают лишними. По крайней мере, у нас, о чем красноречиво говорят уже ставшие традиционными факты недоосвоения бюджетных средств, размеры которых в своих отчетах бюджетные администраторы без зазрения совести исчисляют целыми миллиардами Только за первый квартал текущего года недоосвоенными оказались 46,9 миллиарда тенге. По расчетам Минфина, эта сумма соизмерима с полуторагодовалым бюджетом среднестатистической казахстанской области. | Поле чудес в стране умников |
Наиболее недобросовестными в исполнении государственной программы расходования средств оказалось Агентство по государственным материальным резервам. Вероятно, в нашей стране так много резервов, что у агентства просто не хватает времени на их пересчет. В итоге уровень исполнения бюджета у этого ведомства составил чуть более двадцатой части от прогнозной. Еще позорней ситуация у Агентства по миграции и демографии - им было освоено лишь семь процентов выделенных государственным бюджетом средств. Похоже, эта госструктура предпочитает мирно копить капитал вместо борьбы с нелегальным рынком труда. На третье место вышло Агентство по делам государственной службы. На повышение квалификации бюрократического аппарата в первом квартале было израсходовано всего 8 процентов из запланированных финансов. Что касается министерств, то самыми бездеятельными оказались экологи - 32,8 процента. В число легкомысленных администраторов бюджетных программ вошли все министерства республики, канцелярия премьер-министра и даже, пусть в малом количестве, администрация президента. Последняя недоосвоила 9 процентов всех предполагаемых средств, канцелярия премьера - тридцать шесть. Самым исполнительным оказалось (вообще-то им сам Бог велел) Министерство экономики и бюджетного планирования. Оно почти достигло необходимого уровня, реализовав программу расходования бюджетных средств на 99 процентов. Основная причина недоработок, по мнению Минфина, кроется в неправильном помесячном распределении плановых расходов администраторами бюджетных программ, которые не учитывают своих отраслевых особенностей. Вторая - незавершенность конкурсных процедур. Администраторы, как показывает практика, устанавливают высокие планы по платежам на первые месяцы финансового года, не состыкованные с процедурами государственных закупок. Это при том, что, как правило, для начала финансового года характерно проведение организационных мероприятий по реализации процедур госзакупок. В итоге Минтранском недоосвоил порядка трех миллиардов, Минсельхоз - более двух с половиной миллиардов, МВД - более миллиарда тенге. При этом в качестве оправдания министерства грешат на деятельность Агентства по госзакупкам, которое несвоевременно дает разрешения на проведение тендера. Подобное отношение к финансам совершенно не понравилось премьер-министру РК Даниалу Ахметову, который, как глава бюджетной комиссии, заявил, что при ближайшем уточнении бюджета ни одна заявка министерств не будет рассматриваться. “Тот факт, что мы имеем неисполнение республиканского бюджета со стороны государственных органов - министерств и агентств - не представляет собой оптимистическую картину. Это характеризует всех нас как не совсем добросовестных исполнителей”, - заявил он. Подобная ситуация с неисполнением бюджетных программ повторяется ежегодно. Выслушивая критику в свой адрес, государственные структуры и местные исполнительные органы ограничиваются лишь виноватым отмалчиванием, начиная программу “срочно тратим деньги” лишь в конце года. Вполне понятно, что необходимые в течение года средства зачастую оказываются “как мертвому припарка”, и уже не в состоянии поправить ситуацию. Кроме того, в столь скоропалительной трате денег нередко появляются возможности для всякого рода финансовых махинаций. Хотя, как знать, может быть, в некоторых случаях затягивание с конкурсами связано именно с поиском подобных, удобных для махинаций, инструментов. Несмотря на это, еще ни один администратор не был наказан за столь нерадивое отношение к казенным деньгам. Возможно, резонно было бы использовать эти средства в социальной сфере, как-то: произвести перерасчет зарплат и пенсий. Однако как доверять Минтруда, когда оно также в списке неисполнителей?! А если наши госорганы считают, что экономика прекрасно обойдется и без этих оказавшихся лишними бюджетных денег, то не целесообразнее ли направлять их в Национальный фонд. Может, будущие поколения будут более дисциплинированны...
Астана
|