Ковчег Алатау Константин Маскаев Автор заранее просит прощения у всех, кого коснулась трагедия Великой Отечественной войны. Рассуждения о роли войны в развитии государства кем-то из читателей может быть воспринято как оскорбление памяти павших на фронтах Второй мировой. Но если бы не стремление воевать, человечество вряд ли достигло бы такого уровня развития, что мы наблюдаем сегодня. Нельзя, например, игнорировать достижения прогресса, которые были получены в результате удовлетворения основного инстинкта человека. Развитие многих удаленных от Москвы городов Советского Союза так же произошло благодаря вынужденным мерам по эвакуации промышленных предприятий, персонала, квалифицированных рабочих. Многие эвакуанты принесли в глубинку культурные образцы, способствовали скорейшему вхождению передовых технологий и позволили развиваться регионам в дальнейшем Уникальнейшая ситуация сложилась в связи с Великой Отечественной войной в Алма-Ате. Она стала тем ковчегом, спасительной гаванью для интеллектуальной, культурной элиты, промышленным пристанищем для десятков предприятий, которые внесли неоспоримый весомый вклад в победу над врагом. Сразу после начала оккупации советское правительство приняло решение об эвакуации населения, многих предприятий, институтов, организаций из-под ударов врага. В середине июля 1941 года в Казахстан стали прибывать первые эшелоны с эвакуированными. Южные регионы республики были выбраны не случайно. Учитывая, что надвигалась зима, а прибывшие люди зачастую не имели самых необходимых вещей, Совет по эвакуации стремился значительную часть населения из оккупированной территории и прифронтовой полосы разместить в теплых краях. Этот поток не ослабевал и в 1942 году.
| Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК | |
За годы войны Алма-Ата из захолустья, производящего в основном средства потребления, превратилась в центр, производящий средства производства. Для размещения прибывшего оборудования потребовалось высвободить 45 тысяч квадратных метров производственных площадей и разместить свыше 26 тысяч эвакуированных, в том числе около десяти тысяч рабочих и их семьи. Сюда было эвакуировано более 30 предприятий, развернуто одиннадцать госпиталей. Кто знаком с процедурой переезда при перемене места жительства даже внутри города, знает, с каким кругом проблем приходится сталкиваться. А тут - целые заводы вместе с персоналом! Но перевести дух было некогда - к ноябрю-декабрю заводы должны были выдать готовую продукцию. Именно тогда было положено начало развитию машиностроения в республике. Наращивал производство Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения (АЗТМ), созданный на базе оборудования Луганского паровозостроительного завода, где только за один военный год выпуск продукции увеличился более чем в два раза. Алма-Атинские предприятия снабжали обмундированием и снаряжением польскую и чехословацкую армии, югославскую народно-освободительную армию и другие иностранные воинские части, сражавшиеся вместе против фашизма. В 1942 году при Казахстанском филиале АН СССР (своей республиканской академии наук у нас до войны не было) была организована аспирантура. Число научных и научно-технических работников КазФАН СССР к концу 1945 года составило 864 человека против 142 в 1940-м. К концу 1945 года КазФАН СССР насчитывал 16 институтов и семь секторов. Ассигнования на исследовательскую деятельность увеличились в 11 раз. Всего же к концу 1945 года в Казахстане действовало 75 научных учреждений, лабораторий и станций. Правительство СССР приняло решение о создании Академии наук Казахской ССР - как яркое свидетельство заботы когорты ученого мира, что собрался в годы войны в Алма-Ате, о развитии науки страны и признании заслуг перед Родиной. Мощным духовным оружием советского народа в военные годы стали литература и искусство. Казахская советская литература получила развитие в тесном контакте с братскими литературами, особенно с русской, украинской, белорусской. В Алма-Ате трудились писатели и поэты из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов страны. Среди них - А.Толстой, Ф.Парфенов, К.Паустовский, М.Зощенко, С.Маршак, С.Михалков, О.Форш... Вернувшись в Алма-Ату из поездки на фронт, А. Толстой написал серию новелл под общим названием “Рассказы Ивана Сударева”, работал над второй частью трилогии “Иван Грозный”. Маршак, Михалков, другие писатели публиковали статьи, стихотворные тексты, фельетоны в “Окнах ТАСС”. Во время войны в Алма-Ате также работали выдающиеся артисты, художники, музыканты: Ю.Завадский, К.Мордвинов, Г.Уланова, В.Марецкая, Г.Рошаль, Кукрыниксы. Важнейшим событием в жизни республики явилось окончание в ноябре 1941 года строительства здания Государственного театра оперы и балета им. Абая. Театр поставил на казахском языке классические оперы “Чио-Чио-сан”, “Евгений Онегин”. Большим успехом пользовались балеты “Бахчисарайский фонтан” и “Жизель” с участием Г.Улановой. Появились на сцене и произведения оперного искусства других народов СССР - “Нергиз” М.Магомаева, “Аршин мал алан” У.Гаджибекова, “Даиси” З.Палиашвили. Драматурги и деятели сценического искусства обогатили репертуар драматических театров новыми постановками. В то время они носили ярко выраженный патриотический характер. Коллектив Московского театра им. Моссовета в 1942 году возил по республике семь премьерных спектаклей: “Фронт”, “Русские люди”, “Накануне” и другие. В начале войны в Алма-Ату были эвакуированы киностудии “Мосфильм” и “Ленфильм”. Прибыло около пятисот режиссеров, сценаристов и прочих специалистов в области кино, среди которых были С.Эйзенштейн, Ф.Эрмлер, Н.Черкасов, М.Жаров, Л.Орлова, Дз.Ветров. Уже в ноябре 1941 года на базе Алма-Атинской студии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов. На этой студии в течение войны в Алма-Ате были сняты фильмы - “Секретарь райкома”, “Русские люди”, “Воздушный извозчик”, “Жди меня”, “Фронт”, “Оборона Царицына”, “Котовский”, “Иван Грозный”, “Актриса”, “Парень из нашего города”. Вместе с тем деятели “Мосфильма” и “Ленфильма” сделали исключительно много для развития казахского советского киноискусства. Они готовили местные кадры кинематографистов. На базе оставленного в Алма-Ате после войны основного технического оборудования была создана Алма-Атинская студия художественных фильмов. Свидетельством становления национального кино стало появление на экранах первых киноновелл “Песнь о Великане” режиссера В.Строева, рассказавшей о подвигах бойца-казаха на фронтах войны.
|