Размышления после фестиваля
Четыре года плодотворно сотрудничают Посольство Франции
и Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
Партнерские взаимоотношения развиваются динамично
и дают реальные результаты. В числе последних интересный проект
- организация 1-го Международного фестиваля новой музыки “Наурыз-21”
в Алматы. Его проведение совпало с многими яркими событиями,
проходившими в это время в южной столице. Но надо полагать,
что не это было причиной малочисленности слушательской аудитории
в концертных залах. Думаю, наш зритель пока не готов к восприятию
экстраординарной авангардной музыки.
Такая музыка требует, кроме музыкальной подготовленности,
ассоциативного образного мышления, интеллектуального напряжения.
Да и просто - внутренней тяги к эксперименту.
|
|
В своем вступительном слове ректор консерватории
Жания Аубакирова подчеркнула, что этого события они
так долго ждали, что это потрясающий праздник для меломанов.
Разумеется, организаторы предвидели, что эта музыка рассчитана
для узкого круга слушателей. Советник по культуре Посольства
Франции в Казахстане господин Круай по этому поводу
даже поблагодарил публику в зале за то, “...что имеете такую
смелость”.
Но именно для тех, кто это понял и оценил должным образом,
фестиваль стал событием, стимулом для создания собственной
экспериментальной площадки. Они имели возможность познакомиться
с композиторами, имена которых совсем скоро станут популярными.
Каждый концерт - это своего рода музыкальный перфоманс. Это
необычайное зрелище, в котором органично задействованы и светомузыка,
и элементы драматической игры, и технические новации, и этнические
мотивы...
В целом - это сложный художественный организм, который чисто
музыкальным не назовешь. В выступлении каждого коллектива
явственно ощущалась своя четко выраженная и мотивированная
концепция, и, что очень важно, подкрепленная высоким профессионализмом
исполнения. “Серебряное трио” флейтистов из Франции смело
подключили в своей программе этнические мотивы южной Америки
и Азии. Традиционные вьетнамские флейты из бамбука, гонг и
фонограмма в сочетании с флейтами создавали особое эмоциональное
состояние.
У любителей вокального пения сложилось двойственное впечатление
от выступления Джоан Хеллер (США). Она - известный пропагандист
музыки 20-го века. Записи и концерты певицы (сопрано) включают
мировые премьеры более 50-ти произведений, многие из которых
написаны специально для нее. Она проводит мастер-классы по
вокалу в США, Великобритании, странах СНГ, читает лекции на
факультетах музыки в университетах США. Не так давно Джоан
Хеллер начала сотрудничество с казахстанским композитором
Алишером Латифом-заде. В конце минувшего года она получила
от него ноты “Голоса небес” - произведения для голоса и фортепьяно
- и уже в феврале исполнила его в Далласе. Наши слушатели
имели возможность познакомиться с исполнением произведения
нашего земляка со сцены “Казахконцерта”. Получилось удивительное
“ассорти” музыкальных традиций Запада и Востока.
Джоан Хеллер обладает великолепными вокальными данными, но
для нашего слушателя были совершенно неожиданными всевозможные
“пассажи”, сопровождавшие ее исполнение набором звуков больше
бытового порядка: причмокивание, пришепетывание, посвистывание...
Но в соответствии с представленной программой они имели место
быть и вполне логично развивали каждую тему ее выступления.
Но это отнюдь не было блажью певицы, как могло показаться
некоторым неискушенным слушателям, а вполне оправдано замыслом
исполняемого произведения. Так же, как, впрочем, и использованные
дополнительные вещественные атрибуты.
Выступление польского дуэта даже несколько утомило зрителей
поначалу. Осознанно воспроизведенный им диссонанс звуков ассоциировался
с многими печальными историческими событиями, издержками урбанизации
и т.д. Как правило, такая музыка хорошо воспринимается молодежью.
Но встречаются и слушатели почтенного возраста, которые довольно
благосклонно отнеслись к концертам. Сказывается их предшествующий
опыт знакомства с новациями европейского искусства.
Организация первого Международного фестиваля новой музыки
оказалась в какой-то степени рисковой акцией. На восторженное
восприятие рассчитывать не приходилось. Но важно когда-нибудь
начать, чтобы будить общественное сознание новыми явлениями
в музыкальном мире, развивать культуру нашей публики к восприятию
новейших тенденций, приобщать отечественных исполнителей к
свежим веяниям, где причудливым образом переплелись традиционные
и современные изыскания Запада и Востока. Все это способствует
только качественному профессиональному росту наших исполнителей,
позволяет нарабатывать опыт и обогатить наши музыкальные достижения
новыми красками.
Мария Жумагулова, искусствовед
|