7 мая 2004
№ 18 (310)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
     Культура  

кАРФАген ни при чем!
Недавно в Астане прошел первый концерт арфовой музыки

Сауле Ынтыкбаева

Существует одна интересная легенда. Первобытный человек взял в руки лук, надел тетиву и начал играть. Рождавшиеся на свет звуки услаждали слух, и человек решил продолжить игру. Так, на свет появилась арфа - исключительный по звучанию музыкальный инструмент.
Арфа зародилась еще на заре цивилизации, во времена шумеров. Многие люди до сих пор не представляют себе, как же выглядит этот инструмент и как он звучит. Некоторые, наоборот, сразу рисуют в воображении большую арфу, украшенную слоновой костью, и красивую арфистку - то ли римлянку, то ли гречанку. Она играет, прикрыв глаза, а пробуждающиеся мелодии вместе с блеском окружающего интерьера заставляют сжиматься сердце. Вот и неправильно! Родина арфы - Древний Египет, а не Греция или Италия, как принято думать. В Египте любили устраивать пышные торжества с привлечением большого количества народа. Тысяча арфистов, барабанщиков и музыкантов, играющих на свирели. Представляете, что там творилось!

А в Казахстане арфистов только трое. Три женщины, посвятивших жизнь служению прекрасной музе искусства - искусства игры на арфе. Двое арфисток работают в Алматы, в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая, а одна, лауреат международных конкурсов, Магруфа Мукажанова - в северной столице Казахстана. Следует отметить, что во всей Центральной Азии больше нет арфистов, и Казахстану в этом случае есть чем гордиться.
- Магруфа, с чем связан дефицит музыкантов в нашей стране, играющих на этом чутком инструменте?
- В принципе, арфистов и не должно быть много. Это редкий инструмент и очень дорогой. Цена его колеблется от пяти тысяч долларов. Согласитесь, что не каждый родитель сможет позволить купить своему ребенку такой инструмент. А содержание ее стоит еще дороже. Вы просто не представляете себе, с какой быстротой лопаются струны на арфе! Поэтому государство и не торопится открывать класс арфы в нашей стране.
- Какой это инструмент - арфа?
- Да в самом названии ее столько благородства и возвышенной чистоты и нежности! Ее богато украшали драгоценностями, золотом. В древности арфа была уделом лишь аристократии. Она звучала исключительно во дворцах, в знатных семьях. Только в советские времена на арфе начали играть все те, у кого были способности и талант, и неважно, из богатой семьи были дети или из бедной. Свое развитие этот инструмент получил в Европе, в средние века. В Ирландии, например, арфу вообще считают национальным инструментом: ее изображение вошло в государственный герб страны.
- Каким образом судьба подтолкнула вас выбрать именно такой род деятельности?
- Я иногда шучу, что попала в арфистки совершенно случайно. Но вы правы: все происходило волею судьбы. У меня была учительница-Мария Николаевна Иванова. Она открыла у нас класс арфы. Учениц у нее набралось много - 15 девочек, и я в том числе. Правда, многие побросали это дело. Вскоре и сама Мария Николаевна по семейным обстоятельствам уехала в Россию. Класс закрыли, арфы распродали. Но желание учиться у меня никак не пропало. Я окончила Ленинградскую консерваторию, класс профессора Татьяны Тауэр, которая, в свою очередь, училась у первой арфистки мира - знаменитой Веры Дуловой.
- Вы сами не хотите заняться преподаванием?
- Как только, так сразу. У меня уже был небольшой опыт в этой части. Я два года преподавала в Алматинской консерватории по классу арфы, который впоследствии тоже был закрыт. Помню, во время поездки в Бишкек, где я выступала с сольным концертом, один молодой дирижер спросил меня: “А вы преподаете?”. Услышав отрицательный ответ, он немного помрачнел: “А жаль! Я бы отправил к вам девочек-киргизок набраться опыта”. Это понятно, потому что ни в одной центральноазиатской республике нет профессионального арфиста.
- Какие планы вы строите на будущее?
- Вплотную займусь сольными концертами. Один из них ожидается на конец мая в Астане. Уже заказано шесть аранжировок, на одну из них планирую снять клип, выпустить диск. Кроме меня в столице арфистов нет, и раньше у меня тоже была единственная арфа - японская, которая устарела. Правительство выделило деньги на новый инструмент - итальянского производства. На сегодняшний день это считается самой лучшей арфой в Казахстане. Пока она новая, то соответственно и звучание будет лучше.
Царица инструментов... Именно так называли арфу в Древней Месопотамии. В репертуаре у Магруфы множество произведений как европейских, так и казахских композиторов: Жана Рамо, Мориса Равеля, Ермурата Усенова, Даулеткерея...
Надежда Магруфы - популяризировать арфу, чтобы казахстанцы в скором времени смогли оценить и насладиться звучанием этого чудесного инструмента.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп