кАРФАген ни при чем!
Недавно в Астане прошел первый концерт арфовой
музыки
Сауле Ынтыкбаева
Существует одна интересная легенда. Первобытный
человек взял в руки лук, надел тетиву и начал играть. Рождавшиеся
на свет звуки услаждали слух, и человек решил продолжить игру.
Так, на свет появилась арфа - исключительный по звучанию музыкальный
инструмент.
Арфа зародилась еще на заре цивилизации, во времена шумеров.
Многие люди до сих пор не представляют себе, как же выглядит
этот инструмент и как он звучит. Некоторые, наоборот, сразу
рисуют в воображении большую арфу, украшенную слоновой костью,
и красивую арфистку - то ли римлянку, то ли гречанку. Она
играет, прикрыв глаза, а пробуждающиеся мелодии вместе с блеском
окружающего интерьера заставляют сжиматься сердце. Вот и неправильно!
Родина арфы - Древний Египет, а не Греция или Италия, как
принято думать. В Египте любили устраивать пышные торжества
с привлечением большого количества народа. Тысяча арфистов,
барабанщиков и музыкантов, играющих на свирели. Представляете,
что там творилось!
|
А в Казахстане арфистов только трое. Три женщины,
посвятивших жизнь служению прекрасной музе искусства - искусства
игры на арфе. Двое арфисток работают в Алматы, в Государственном
академическом театре оперы и балета имени Абая, а одна, лауреат
международных конкурсов, Магруфа Мукажанова - в северной столице
Казахстана. Следует отметить, что во всей Центральной Азии
больше нет арфистов, и Казахстану в этом случае есть чем гордиться.
- Магруфа, с чем связан дефицит музыкантов в нашей стране,
играющих на этом чутком инструменте?
- В принципе, арфистов и не должно быть много. Это редкий
инструмент и очень дорогой. Цена его колеблется от пяти тысяч
долларов. Согласитесь, что не каждый родитель сможет позволить
купить своему ребенку такой инструмент. А содержание ее стоит
еще дороже. Вы просто не представляете себе, с какой быстротой
лопаются струны на арфе! Поэтому государство и не торопится
открывать класс арфы в нашей стране.
- Какой это инструмент - арфа?
- Да в самом названии ее столько благородства и возвышенной
чистоты и нежности! Ее богато украшали драгоценностями, золотом.
В древности арфа была уделом лишь аристократии. Она звучала
исключительно во дворцах, в знатных семьях. Только в советские
времена на арфе начали играть все те, у кого были способности
и талант, и неважно, из богатой семьи были дети или из бедной.
Свое развитие этот инструмент получил в Европе, в средние
века. В Ирландии, например, арфу вообще считают национальным
инструментом: ее изображение вошло в государственный герб
страны.
- Каким образом судьба подтолкнула вас выбрать именно такой
род деятельности?
- Я иногда шучу, что попала в арфистки совершенно случайно.
Но вы правы: все происходило волею судьбы. У меня была учительница-Мария
Николаевна Иванова. Она открыла у нас класс арфы. Учениц у
нее набралось много - 15 девочек, и я в том числе. Правда,
многие побросали это дело. Вскоре и сама Мария Николаевна
по семейным обстоятельствам уехала в Россию. Класс закрыли,
арфы распродали. Но желание учиться у меня никак не пропало.
Я окончила Ленинградскую консерваторию, класс профессора Татьяны
Тауэр, которая, в свою очередь, училась у первой арфистки
мира - знаменитой Веры Дуловой.
- Вы сами не хотите заняться преподаванием?
- Как только, так сразу. У меня уже был небольшой опыт в этой
части. Я два года преподавала в Алматинской консерватории
по классу арфы, который впоследствии тоже был закрыт. Помню,
во время поездки в Бишкек, где я выступала с сольным концертом,
один молодой дирижер спросил меня: “А вы преподаете?”. Услышав
отрицательный ответ, он немного помрачнел: “А жаль! Я бы отправил
к вам девочек-киргизок набраться опыта”. Это понятно, потому
что ни в одной центральноазиатской республике нет профессионального
арфиста.
- Какие планы вы строите на будущее?
- Вплотную займусь сольными концертами. Один из них ожидается
на конец мая в Астане. Уже заказано шесть аранжировок, на
одну из них планирую снять клип, выпустить диск. Кроме меня
в столице арфистов нет, и раньше у меня тоже была единственная
арфа - японская, которая устарела. Правительство выделило
деньги на новый инструмент - итальянского производства. На
сегодняшний день это считается самой лучшей арфой в Казахстане.
Пока она новая, то соответственно и звучание будет лучше.
Царица инструментов... Именно так называли арфу в Древней
Месопотамии. В репертуаре у Магруфы множество произведений
как европейских, так и казахских композиторов: Жана Рамо,
Мориса Равеля, Ермурата Усенова, Даулеткерея...
Надежда Магруфы - популяризировать арфу, чтобы казахстанцы
в скором времени смогли оценить и насладиться звучанием этого
чудесного инструмента.
|