Виртуальная реальность образования Ирина Гайкалова На 54 учащихся средних школ в республике приходится один компьютер. По этому индикатору информатизации образования мы опережаем все страны СНГ. Проблемы дальнейшего формирования электронизации и компьютеризации страны стали главной темой прошедшего в Алматы третьего международного форума “Информатизация образования Казахстана и стран СНГ” В работе его принимали участие представители 10 государств - стран СНГ под эгидой Института ЮНЕСКО по информационным технологиям. На сторонний взгляд, повальной и полной компьютеризации учебных заведений Казахстана в ближайшее время ожидать не приходится: один компьютер на 54 человека вряд ли может обеспечить потребности современной школы. Однако Министерство образования уверяет, что и это соотношение уже дает повод для оптимизма и позволяет предполагать начало эры компьютеризации. “Сегодня главная задача состоит в обновлении компьютерного парка, - говорит Гуль Нургалиева, директор Республиканского научно-методического центра информатизации образования. - Мы должны обеспечить потребности электронных читальных залов: каждый компьютер должен работать не менее десяти часов в день, на одного человека должно приходиться 2 или 3 часа. Это и будет рациональное использование материальной базы”. Одна из самых больших проблем - это наличие электронных учебников. Разработкой их занимаются ведущие вузы республики. 44 электронных учебника по 22 школьным предметам на казахском и русском языках имеются сегодня в республике. По данным РЦИО, все школы сегодня обеспечены бесплатно электронными учебниками и мультимедийными обучающими программами. Потребность же в электронных обучающих изданиях составляет 419 наименований на трех языках. Не будем забывать и о вузах, где подготовка осуществляется по 300 специальностям, а это требует разработки еще более 1500 электронных учебных изданий. Следующая задача - создание полноценного дистанционного обучения. Оно предполагает наличие единого информационно-образовательного пространства со всей необходимой для этого аппаратурой, методических разработок для учителей, создание учебных видеофильмов как основных средств такой формы обучения. Затраты на воплощение задуманного подсчитаны: к примеру, потребность в технике для подключения к системе дистанционного обучения составляет более 900 миллионов тенге. Наверное, один из самых обнадеживающих выводов как раз и заключается в том, что государство готово вкладывать деньги в образование.
|