30 апреля 2004
№ 17 (309)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
    События 

Колодец времени

Талгат Калиев

Вниманию, которого удостоилось на этой неделе Каспийское море, мог бы позавидовать любой водоем планеты. В течение двух дней 250 делегатов из десяти стран мира обсуждали перспективы сохранения его биоразнообразия, развития инфраструктуры и, разумеется, освоения его подводных сокровищ

Как и любая, богатая ресурсами территория, Прикаспийский регион давно является сферой серьезных геополитических интересов. И если раньше, при былой мощи Союза, о претензиях на распространение влияния в этом регионе никто и не помышлял, то сегодня аппетиты супердержав угадываются безо всякого труда. В связи с чем прикаспийские государства, в том числе и вступающий в новый этап освоения своей части шельфа Казахстан, решили взяться за разработку единых, приемлемых для всех пяти государств правил игры.
В принципе, все участники форума признают, что, несмотря на общее стремление определить статус Каспийского моря, проблем в переговорах остается все же больше, чем договоренностей.
Особое место занимают вопросы разграничения дна Каспия и обеспечения стабильности и безопасности в регионе. По логике вещей при определении четких границ встает вопрос об их охране и, разумеется, милитаризации региона. В то же время необходимо проработать вопросы о сохранении баланса вооружений и совместном обеспечении безопасности. Без вмешательства других государств, подчеркивает спецпредставитель президента РФ Виктор Калюжный.

Свой вариант предлагает Россия и в решении экологических проблем. Одобряя подписание Рамочной конвенции по защите морской среды Каспия, Россия считает необходимым скорейшее претворение его в жизнь. В связи с чем Виктор Калюжный сделал официальную заявку на размещение в России постоянного секретариата Рамочной конвенции, который должен в будущем стать Каспийским экологическим центром.
Не без политического налета обсуждается и вопрос прокладки по дну Каспия трубопроводных и кабельных магистралей. Россия считает, что интерес государств к строительству каспийских нефтепроводов вызван желанием создать альтернативные от российских экспортные маршруты. Между тем остальные считают, что, выступая за принцип согласования транспортных проектов со всеми пятью государствами, Россия как раз таки исходит из нежелания делиться монополией на нефтетранзит. Заинтересованные стороны считают достаточным согласование проекта лишь с государствами, через территорию которых будет проходить магистраль.
Актуальным является и вопрос обеспечения рыбного промысла. Парадокс заключается в том, что при разделе Каспия некоторые государства могут быть несправедливо ограничены в рыбном промысле. Что может, по мнению вице-министра казахстанского внешнеполитического ведомства Кайрата Абусеитова, нанести урон как занятым в этой сфере компаниям, так и экономике этих стран. Кроме того, Россия считает, что в этом случае борьба с браконьерством станет еще более проблематичной. Ничего, кроме осложнений и необходимости выработки дополнительных условий под нестыкующиеся внутренние законодательства, по мнению Виктора Калюжного, это не даст.
Россия предлагает установить на Каспии пятнадцатимильные прибрежные зоны, в которых государства будут обладать исключительными правами на рыбную ловлю.
Бизнес для всех на Каспии ассоциируется главным образом с углеводородами. В свете чего актуальными являются вопросы их добычи и транспортировки. Существующие ограничения для прохода через проливы нефтеналивных судов прикаспийских государств причиняют достаточно ощутимые убытки компаниям. Здесь Россия предлагает опять рассмотреть варианты транспортировки по своим маршрутам, обещая не чинить никаких препятствий.
Тем временем, выступая на форуме, управляющий директор компании “Казмунайгаз” Кайргельды Кабылдин проинформировал о транзитных проектах Казахстана, включая участие нашей страны в проекте Баку - Тбилиси - Джейхан, в строительстве нефтепровода в Китай и в разработке маршрутов на Иран и через одесский порт на Европу.
Вместе с тем при развитии экспортных маршрутов нельзя забывать и о развитии инфраструктуры самого региона. О проектах компании “Мангистаумунайгаз” и внедрении новых технологий в сфере развития региональной инфраструктуры рассказал в своем выступлении генеральный директор ОАО “ММГ” Сагын Крымкулов. В свою очередь информацией о внутренних проектах поделились зарубежные гости.
Но как бы хорошо все ни продвигалось внутри каждого государства, надо признать, что при всем осознании важности переговорного процесса продвигается он пока крайне медленно. Как и в данном случае, когда на форум прибыли представители четырех государств. По каким причинам отсутствовали делегаты из Туркменистана, так и осталось невыясненным.

Астана
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп