30 апреля 2004
№ 17 (309)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
    Ручная работа 

Ковровое трио

Евгения Гуцалюк

Во все времена восточный ковер ручной работы был символом достатка, благополучия и роскоши. Он был не только прочным и долговечным, но и изысканно красивым и всегда становился изюминкой в убранстве жилища, принося с собой удивительное чувство уюта и тепла

Мудрецы на Востоке говорят: “Соткать ковер - все равно что вырыть иголкой колодец”. К делу ковроткачества люди всегда относились уважительно и трепетно.
С первых веков нашей эры искусство кочевников через Великий Шелковый путь стало проникать на Запад. Позже, во времена крестовых походов, рыцари привозили с Востока ковры в качестве военных трофеев.

Гобелен нельзя спутать с живописным полотном. У него совершенно особая фактура - рубчатая поверхность, создаваемая переплетением нитей основы и утка (уток - это поперечные нити гобелена, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними). Плотность, матовость, пластичность изображения создают ощущение мягкого, теплого цветового пятна, не дающего бликов. В гобелене сконцентрирован уникальный мир полутонов, цветовых точек, которые при ближайшем рассмотрении оказываются несметным числом разноцветных переплетений.
Выставка “Art-Textil”, организованная дирекцией выставок и аукционов, представляет художниц, которые, несмотря на свою молодость, уже известны и творчески самостоятельны. Их трое - Гульшат Джураева, Айгуль Кырыкбаева и Гульжахан Онгарова. Их связывает между собой большая дружба и общее студенческое прошлое - они окончили Казахскую национальную академию искусств им. Т.Жургенова. Они талантливые авторы, владеющие различными методами и приемами искусства гобелена и художественного войлока. Они активно участвуют в республиканских и международных выставках, работая много и плодотворно.
Общим для молодых мастериц является обращение к многовековой истории Казахстана. Именно в народном творчестве они черпают свое вдохновение. И вместе с тем каждая из художниц - это сложившаяся личность с собственным взглядом на мир и собственным художественным почерком.
Гульшат Джураева в своем творчестве отдает предпочтение абстрактной манере. В своих гобеленах и изделиях из тонко выделанного и окрашенного войлока она показывает новые возможности традиционного искусства и вместе с тем сохраняет то непередаваемое самобытное очарование, которым отличаются работы народных мастеров. Гульшат часто обращается к природным мотивам (это деревья, травы, горы, реки, облака) и выражает свое индивидуальное видение, используя декоративно-орнаментальные традиции искусства гобелена. Цвет живет и движется в работах Гульшат в виде тончайших нюансов. Их сочетание с почти локальными цветовыми пятнами создает яркие, запоминающиеся образы.
Айгуль Кырыкбаева - художник-романтик по своей натуре. Ее работы, также выполненные в абстрактной манере, необыкновенно музыкальны. У каждого гобелена - своя цветовая гамма, своя поэтическая сторона души. В лирических композициях Айгуль обращается к сложной символике знака и цвета, сформированной на протяжении веков. Художница также активно использует выразительность фактуры: рельефность полотна становится полноправным выразительным средством.
Загадочные композиции Гульжахан Онгаровой напоминают зрителю, что в природе существует неизведанная сила, которая не только предупреждает о каких-то явлениях, но и оберегает человечество. Однако выбор философских и порой мистических тем не мешает художнице воплощать их с истинно женской легкостью, воздушностью и изяществом. Тонкие градации цвета способны выразить любые, даже трудноуловимые эмоции.
Новая выставка талантливого трио - это новый этап работы этого гармоничного творческого союза.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп