Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Коммунальная революция №...
Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции намерено ужесточить антимонопольное законодательство, “адвокатируя” при этом конкуренцию Агентство внесло в парламент законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РК “О естественных монополиях”, содержащий ряд изменений, направленных на усиление контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и защиту интересов потребителей. Так, окончательно определяется список видов деятельности, подпадающий под категорию регулируемых. Устанавливается связь между уровнем тарифов и качеством предоставляемых услуг. Утверждение требований к качеству возлагается на госорганы. Важным дополнением является занесение в обязанности субъектов естественной монополии ведение раздельного учета доходов и затрат монополии. Компетенцию разрабатывать и утверждать спецправила для этого учета Агентство оставляет за собой.
|
В проекте закона затронута также проблема установки приборов учета. Согласно существующему законодательству обязанность установки приборов учета возложена на субъекты монополии. Однако вопросы финансирования установки до сих пор не были решены. Новым законом предлагается затраты на приобретение и установку счетчиков включить в тарифы на предоставление услуг. Социальным новшеством законопроекта является обязательство субъектов естественной монополии обеспечить прием платежей от потребителей через собственные кассы по приему наличных денег. При этом выбор остается за потребителями. Что же касается многомиллионных потерь банков, то, по словам председателя Агентства Ораза Жандосова, “видов бизнеса у банкиров много”. Население будет участвовать также в решении вопроса о повышении тарифных ставок. Если раньше необходимость проведения публичных слушаний при рассмотрении заявок монополистов определялось уполномоченным органом, то теперь оно должно быть обязательным условием. Правда, по мнению госпожи Ертлесовой, требуется активизация деятельности НПО, специализирующихся на защите прав потребителей. А для этого потребуется дополнительное финансирование. В течение ближайших двух недель будет проведен тендер среди неправительственных организаций на выделение специальных средств на защиту интересов потребителей при проведении публичных слушаний. Этот законопроект является лишь частью огромной программы демонополизации рынка. На подходе еще три законопроекта: “О связи”, “О железнодорожном транспорте” и “Об энергетике”. Планируется, что весь комплекс законов будет одобрен парламентом до июля. Какие бы изменения, призванные облегчить жизнь потребителя коммунальных услуг и прищучить монополиста, не принимались, в конечном счете, платить за них придется тому же потребителю. Как говорят сотрудники антимонопольного агентства, у поставщиков коммунальных услуг нет иных источников доходов, кроме тех денег, которые платят потребители за свет, газ, воду, тепло. Значит любые затраты, превышающие эти доходы, лягут на нас с вами. Антимонопольное ведомство предлагает установку счетчиков законодательно закрепить за монополистами с одним условием: все затраты на эти цели заложить в тарифы. Как это отразится на потребителе? Сейчас наиболее остро стоит вопрос об учете тепловой энергии. Эти приборы очень дороги, и если их стоимость будет заложена в стоимость услуг компаний, поставляющих тепло, то тарифы соответственно вырастут на 20-25 процентов! Причем, это затронет, прежде всего, жителей обычных многоэтажек или подавляющей части городского населения, потому что новые коттеджи и элитные дома энергетики не принимают без приборов учета и регуляторов тепловой энергии. А оплата теплоэнергии наряду с горячей водой и сегодня составляет основную часть расходов на жилье. Еще одна новация законопроекта: монополистов обяжут открывать собственные кассы, где потребители смогут оплатить их услуги. Понятно, камушком в чей огород станет эта мера. Сейчас действует довольно сложная система. Поставщики заключают договор с информационно-вычислительными центрами, которые ведут всю платежную документацию и рассылают квитанции потребителям. ИВЦ, в свою очередь, заключают договоры с банками на перечисление денег поставщикам. Потребитель оплачивает все квитанции через банки. Затраты на оплату услуг банков сейчас заложены в тарифы. Два года назад Народный банк, имеющий самую большую сеть расчетно-кассовых отделений в республике, стал брать деньги за обслуживание коммунальных платежей с потребителей: 5 тенге с каждой платежки. Казалось бы, деньги небольшие, но в масштабах страны сумма, дополнительно получаемая банком, исчисляется миллионами. Ежемесячно коммунальные услуги оплачивают минимум 3 миллиона человек по 2-3 квитанциям. Значит доход Нарбанка составляет 30-45 миллионов тенге в месяц, или 360-540 миллионов тенге в год. Плюс те деньги, которые банк получает по договорам с ИВЦ. Это, конечно, вызвало возмущение не только со стороны самих жильцов, но и монополистов. Очевидно, кассы должны будут поставить точку в этом конфликте, но облегчат ли они жизнь потребителей? Сколько таких точек откроет каждая компания? Одну на 10 тысяч человек или одну на 100 тысяч? Каждая касса также требует затрат: нужно купить или арендовать помещение, оборудовать его компьютерами, подключить их в единую сеть, платить зарплату персоналу. Скорее всего, все эти расходы опять лягут на потребителей: их просто включат в тарифы. Законопроект оставляет право выбора кассы за потребителем, а сможем ли мы оплачивать “коммуналку” в банках? В общем, вопросов больше, чем ответов.
Юлиана Жихорь, Светлана Грибанова Астана
|