Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! В. В. МаяковскийКак известно, недавно акимом Алматы Виктором Храпуновым было предложено сократить ввоз праворульных автомобилей в город с тем, чтобы сделать шаг к решению глобальных проблем города - экологических, перегруженности улиц и все растущих ДТП. Позицию газеты по этому вопросу выразил наш обозреватель Андрей Губенко (“НП”, 2 апреля 2004 года), после чего мы приняли целый шквал читательских откликов - от солидарных до возмущенных и даже оскорбительных. Задело, однако... Очередной виток разговора состоялся уже не в интернет-форуме, а в реальном заседании компетентных и заинтересованных лиц в стенах нашей редакции И.Гайкалова: Выступая с инициативой о сокращении ввоза автомобилей с правым рулем в наш город аким, по сути, говорит о решении глобальной проблемы автомобильного движения в мегаполисе. В Алматы с каждым годом все больше машин, город задыхается в выхлопных газах, и разрешение всех этих вопросов сейчас представляется чрезвычайно трудным. Ограничение ввоза машин с правым рулем будет, скорее всего, первым шагом на этом пути. | Правый руль... а как красиво |
Насколько я знаю, оно обусловлено еще и другими причинами - работники дорожной полиции утверждают, что правый руль представляет опасность на наших дорогах. Давайте начнем с этого. В нашем обсуждении участвуют люди, которые не первый год сидят за правым рулем. Сергей Пащенко к тому же занимается поставкой и продажей таких автомобилей из Японии. Вопрос к вам, Сергей, вы никогда не испытывали никакого дискомфорта на наших дорогах в своем праворульном авто? Кстати, какая у вас машина?
Участники форума | | | Ведущая форума Ирина Гайкалова, обозреватель “Нового поколения” | Андрей Губенко, заместитель главного редактора “Нового поколения” | | | Избасар Бектуров, начальник Управления дорожной полиции ГУВД Алматы | Татьяна Луценко, директор Департамента рекламы и PR “Astana-Motors” | | | Владимир Сухоруков, директор департамента транспорта и коммуникаций города Алматы | Сергей Пащенко, директор автосалона “Машины из Японии 3S” | | | Оксана Ходаева, журналист (журнал “Автокруиз”) | Игорь Ефремов, автолюбитель | | | Серик Кайназаров, главный специалист отдела организационно- аналитической и профилактической работы УДП ГУВД г. Алматы | Дмитрий Саблин, главный редактор иллюстрированного журнала для автомобилистов Казахстана “Автокруиз” |
С.Пащенко: У меня сейчас “седан” - достаточно низкая. Но я никаких проблем не испытываю, я просто стараюсь быть предельно внимательным на дороге и все. Основной фактор на дороге - это водитель. Как он умеет оценивать ситуацию, какая у него подготовка, - отсюда вытекают все последствия и ДТП в том числе. Тот, кто купил права и не имеет опыта вождения, ему все равно на какой машине совершать ДТП, правильно? И.Гайкалова: Насколько я знаю, вам часто приходится бывать в Японии. Скажите, там есть машины с левым рулем, и возникают ли в связи с этим какие-либо проблемы? С.Пащенко: В Японии нет запретов на леворульные машины, развита сеть дилеров и тех, и других машин. Левый руль считается наиболее престижным. Основной принцип подхода - демократический. Человек не может позволить себе купить несколько домов, участки земли и прочее, поэтому остается наиболее доступным средством автомобиль. Человек, чего-то добившийся в жизни, может позволить себе хороший автомобиль. При таком выборе - а там девять огромных корпораций, которые выпускают машины - он может купить “Мерседес” или “Ауди”. Это и есть самовыражение. И. Гайкалова: Значит, там присутствуют разные машины. Но там, насколько я понимаю, в развитой капиталистической стране, все коммуникации очень хорошо развиты, дороги отличные... С.Пащенко: Конечно, все развито. Да что говорить - 87 миллиардов выделяется из бюджета на развитие коммуникаций. И.Гайкалова: То есть мы в сравнение не идем - дороги загружены-перегружены, и понятно, что любые минусы идут только в минус. В том числе и наличие праворульных авто. С.Пащенко: У нас, естественно, все адаптировано к леворульным авто. Однако могу заверить, что все эти неудобства испытывают и владельцы леворульных авто в Японии. И.Гайкалова: Это всего лишь мелкие неудобства. У нас идет речь о том, что правый руль может скорее навредить, чем левый. И.Ефремов: Я водитель с двадцатилетним стажем, десять лет я езжу на праворульных автомобилях и у меня только самые хорошие впечатления от них. Могу сказать, что некоторые проблемы испытываешь только на “низких” машинах - высокие, как джип, уже освобождают от них. Высадка и посадка пассажиров тоже никогда не вызывали затруднений. И.Бектуров: Это вы говорите относительно себя как водителя. Водитель знает, как выходить, куда посмотреть, а пассажир этим вопросом, в принципе, не задается... У меня очень много знакомых, которые ездят с правым рулем, и они тоже говорят, что если машина высокая, как джип, на ней более удобно ездить - обзор лучше. А на “седанах” обзора практически нет. Допустим, если перед вами едет “Газель”, и вы решаете выехать на обгон, вам придется выглядывать на метр в сторону. При этом ширина проезжей части метра три, не более. Чтобы объехать впереди идущий автомобиль, вам придется пересечь двойную сплошную линию дорожной разметки и выехать на встречную полосу. А если вы выезжаете на встречную полосу, там могут оказаться пешеходы, которые не всегда соблюдают ПДД и переходят улицы там, где им вздумается. В этом случае может случиться ДТП. Согласны со мной? С.Пащенко: Но такие случаи бывают, если сильно торопишься. И.Бектуров: Наш водитель всегда торопится. А пешеходы часто переходят улицы не там, где положено. Они доходят до осевой линии и ждут, когда можно пойти дальше. А вы, выезжая на обгон, можете увидеть их только в последний момент! Наши водители часто сбивают людей зеркалами. В результате пешеход вылетает на проезжую часть под колеса других машин. Далее - о высадке и посадке пассажиров. С декабря прошлого года мы начали вести статистику: выяснять, сколько праворульных машин в городе. В этом году за первый квартал была поставлена на учет 5501 автомашина. В январе было поставлено полторы тысячи, из них микроавтобусов - 1717. У них высадка-посадка пассажиров происходит только в проезжую часть - с левой двери. А у нас, согласно правилам дорожного движения, правостороннее движение с левосторонним управлением. В обязанности пассажира входят посадка и высадка только со стороны пешеходной дорожки, остановки. При этом праворульных авто поставляется сюда все больше. Ведь после того как ввели евро, из Германии возить автомобили стало невыгодно. Все, кто возил из Германии, сейчас возит из Японии. Так вот на сегодняшний день по нашим подсчетам каждая пятая-шестая машина - праворульная. До конца года здесь их будет более двадцати тысяч, через два года - пятьдесят-шестьдесят. И тогда у нас могут возникнуть такие же проблемы, как в России. Сейчас в Приморском крае власти всерьез задумались: а может, уже стоит поменять направление движения? И.Гайкалова: Вы считаете, что проблему можно решить запретительными мерами? Вот Сергей утверждает, что в Японии никто ничего не запрещает. С.Кайназаров: У японцев в основном японские машины. И, по-моему, средний японец все же полагает, что он должен ездить на отечественных автомобилях с правым рулем. Возможно, есть люди среди них, которые воспитывались в Америке, в Европе, и они, желая выйти за рамки самурайских принципов, покупают леворульные машины. Я не думаю, что там сильно приветствуются левые рули. Основная масса очень сильно чтит традиции и поддерживает своих производителей. А.Губенко: Когда мы начали поднимать эту тему на страницах газеты, мы сразу же получили множество откликов на наш форум в Интернете. Водители в основном были возмущены нарушением их прав. Но мне кажется, мы должны рассматривать инициативу акима как первый шаг в целом комплексе мер по разрешению одной большой проблемы - перезагруженность транспортом города Алматы. У нас не так много промышленных предприятий, загрязнение связано именно с огромным количеством транспорта. То есть надо как-то ограничивать поток машин. Европейский опыт, опыт “азиатских тигров” говорит о том, что власти всячески пытаются ограничить передвижение по городу в собственном автотранспорте. Развивают инфраструктуру, муниципальный транспорт, повышают экологический налог на пользование автомобилем, и этот налог кратен цене автомобиля - чем он старше, тем больше налог. У нас как получилось: в советское время люди на своих автомобилях в основной своей массе не ездили - не было такой экономической возможности. Теперь практически каждый человек может купить машину в зависимости от своих доходов. Как результат - перезагруженность улиц и плохая экология. Теперь, когда в стране экономические реформы проведены, надо провести определенные социальные реформы в этом направлении: ввести, к примеру, ценз на пользование транспортом с тем, чтобы как можно меньше людей пользовались автомобилями в пределах города. И здесь, мне кажется, любые меры хороши. Ограничение ввоза праворульных машин - пожалуйста, налог экологический - да, оградить какие-то части города, чтобы там вообще не ездил транспорт - тоже прекрасно. То есть использовать все возможности, чтобы наши дети не рождались с патологиями. О. Ходаева: Хорошо, но почему все-таки должны страдать владельцы праворульных машин? Вы сейчас лоббируете интересы владельцев леворульных машин. А.Губенко: Речь идет не о страданиях людей. Надо создать такие условия, чтобы человек не покупал машину, а пользовался другим транспортом. Я лоббирую интересы пешеходов и детей, которые рождаются и растут в этой экологии. С.Кайназаров: Я хочу сказать об экологическом аспекте на примере дорожной полиции. Врачи утверждают, что у каждого сотрудника дорожной полиции после одного года службы обнаруживается при анализах содержание свинца в почках. Это достоверные факты! Далее: здоровый парень, который год назад прошел все спортивные тесты, становится гипертоником. То есть его можно уже и комиссовать. Проблема экологии города стоит очень остро. И.Гайкалова: Владимир Кузьмич, у меня вопрос к вам: может ли сегодня муниципальный транспорт обеспечить все нужды города, сделать возможным то, о чем говорит Андрей, - пересадить людей с личного автотранспорта на городской? То есть смогут ли городские службы разделить ответственность за экологию и количество машин с водителями праворульных авто? В.Сухоруков: Хочу сразу оговориться: муниципального транспорта у нас как такового уже нет, в коммунальной собственности остались только троллейбусы и трамваи. Есть общественный транспорт - маршрутные такси и автобусы. Он недавно стал частным - последние четыре года шла приватизация этих предприятий. Парк машин постепенно заменяется: с 2002 года были заменены “Газели” на автобусы. Китайские, корейские, российские - мы все перепробовали, мы идем к качественному улучшению общественного транспорта. Нельзя решить все сразу: средний автобус, даже самый дешевый, но отвечающий всем требованиям, стоит примерно пятьдесят тысяч долларов. Для того чтобы эту машину окупить, надо эксплуатировать ее четыре-пять лет, только потом она станет приносить прибыль. Есть еще одно новшество - это машины, работающие на газе. Допустим, Пекин, где будут проходить Олимпийские игры, сейчас полностью переводит общественный транспорт на такие автобусы. Дело в том, что одно из условий олимпийского комитета было следующим: улучшить экологию города. Мы начали изготавливать свои троллейбусы, закупать автобусы - за год-два всего не изменишь, но работа идет. “Газели” как пассажирский транспорт мы уже не покупаем. Я согласен с позицией Андрея Губенко, что проблему увеличения транспорта надо решать. Но весь цивилизованный мир проходит через это. Недавно мы были в Страсбурге. Нам рассказали, что одно время ситуация в городе была идентична нашей. Они сделали загородные стоянки, где каждый может оставить свою машину и получить талон, который является проездным билетом на любом общественном транспорте на весь день. Человеку выгоднее брать этот талон, даже имея машину в городе. Это только один пример подхода к решению проблемы... В нашем городе мы уже детально проработали монорельсовую систему, и буквально через три года первую монорельсовую ветку мы введем, потом присоединим ее к нашему метро, и у нас будет метро-монорельсовая система. Первая очередь пойдет через четыре года, она будет перевозить около пятисот тысяч пассажиров в день. Что касается частного транспорта, то, мне кажется, нужны не запретительные меры, а организационные. Запретительные, если их водить, должны пройти на законодательном уровне. Мы предлагаем увеличить платежи на старый транспорт, чтобы иметь его было невыгодно. Социально-экономическая ситуация меняется, люди стали жить лучше, и тенденция должна сказаться на городе и транспорте. Если правостороннее движение определено законом РК, то надо следовать закону. Единственное: там нет строчки о запрещении автомобилей с правым рулем. Поэтому сегодня запретить пользоваться ими нельзя. В одной из стран владельцам правосторонних автомобилей выплачивалась компенсация. Мы к этому, конечно, не готовы. Но ограничить ввоз, как первый этап, возможно. У меня вопрос возник к Сергею: почему бы не переоборудовать машины на левый руль, если уж вы занимаетесь их ввозом, тем более что технических сложностей там особых нет? С.Пащенко: Сложности есть. Как в условиях СТО переоборудовать автомобиль, созданный на заводе, как просчитать его жесткость, его безопасность? Я этого не понимаю. Почему эти автомобили завоевали сердца автолюбителей? Потому что они очень хорошо исполнены. Я не приветствую переделку таких автомобилей. И.Гайкалова: Татьяна, вы представляете компанию, которая занимается поставкой автомобилей из Японии, но с левым рулем. Они стоят дороже, и есть ли конкуренция в этом случае с праворульными автомобилями? Т.Луценко: Конечно, наши автомобили стоят дороже, но правый руль не составляет нам конкуренцию. Левый руль и новый автомобиль - мы, что называется, “белые” дилеры, мы работаем для другой аудитории. А.Губенко: Со стороны ваших партнеров, тех же японцев, есть такая проблема или нет? Они же рассчитывают емкость рынка? Т.Луценко: Они очень трепетно относятся к этому, очень хорошо исследуют рынок и тщательно выбирают с кем работать, но проблемы в этом отношении они не видят. У нас только новые машины, адаптированные к нашим условиям, и стоят они значительно дороже. То есть класс выше и потребитель другой. И.Гайкалова: Главный герой всех событий и нашего разговора в частности - водитель. Именно он и страдает, как сказала Оксана, создает и настроение на дорогах, и ДТП в том числе. Может стоит начать не с запрета праворульных авто, а с воспитания водителей? Ввести психологические тесты, к примеру? С.Кайназаров: Прошлая неделя в городе проходила под лозунгом “Агрессивный водитель”, “Взаимоуважение - это безопасность”. Дело в том, что во всем мире стоит проблема управления машин водителями в агрессивном состоянии. Мы наблюдаем примеры ежедневно. Одна из главных проблем - водитель не пропускает пешехода. С одной стороны, пешеход тоже не должен ходить вразвалку на переходе. Мало того, пешеходы переходят улицы в неустановленных местах, в состоянии алкогольного опьянения, но ведь ни один водитель не позвонит в дежурную часть ГАИ и не скажет об этом. И никаких общественных мер против этого пешехода не принимается. А пешеход создает опасные ситуации. И так далее. Отсюда один вывод: нет взаимного уважения у участников дорожного движения. Это напрямую приводит к росту ДТП. И.Ефремов: В правилах дорожного движения записано, что водитель и пешеход обладают равными правами. Но с тех пор как пешеход почувствовал, что спрос идет только с водителя, он стал тянуть одеяло на себя. Да, меня как водителя тоже раздражает, когда люди идут вразвалку по переходу - надо думать не только о себе... С.Кайназаров: На Западе обучение правилам поведения на дороге начинается с малых лет. Неплохо было бы, если бы Министерство образования поддержало наши предложения ввести обучение правилам дорожного движения в детских дошкольных учреждениях. Дистанциировалось от проблемы и здравоохранение. А сколько людей погибает от того, что им вовремя не смогли оказать первую медицинскую помощь - никто ведь не обучает тому, как ее оказывать. Возвращаясь к теме, хочу сказать, что ограничение праворульных автомобилей - это лишь один штрих, постепенно надо решать и все остальные. О.Ходаева: Относительно праворульных автомобилей: я думаю, не все претензии к ним обоснованны. Вы говорите, что они высаживают на проезжую часть пассажиров. Но если на то пошло - водитель из машины выходит чаще, чем он высаживает пассажиров. К тому же водитель леворульного авто тоже выходит на проезжую часть. И.Бектуров: В правилах дорожного движения написано, что автомобиль является источником повышенной опасности, я считаю, что автомобиль с правым рулем является вдвойне повышенным источником опасности. Почему? Потому что у нас, согласно законодательству, установлено правостороннее движение. Объезд, опережение, обгон - я все это уже объяснял - для автомобиля с правым рулем производится с большими осложнениями и сопровождается рядом неудобств. Д.Саблин: Хорошо, давайте пойдем по пути нашего ближайшего соседа - России - запретим ездить в левом ряду “Газелям” и коммерческому транспорту. Второе - надо расширять дороги. Что касается “праворуких” автомобилей... Вы говорите о проблеме высадки пассажиров. Девяносто процентов автомобилей Японии оснащены блокиратором ключа - когда включается зажигание, блокируются двери автомобиля, пока вы не выключили зажигание, двери не откроются. То есть водитель так или иначе ситуацию контролирует. На мой взгляд, есть масса способов решать обозначенные сегодня проблемы - перегруженность, ДТП, безопасность. А запрещение дешевых автомобилей, которые могут позволить себе наши граждане, - это нарушение прав и потребителя, и гражданина. К тому же из Японии приходят машины качественные как с точки зрения экологии, так и безопасности. И.Бектуров: Никто не говорит об их запрете, дорожную полицию интересует вопрос безопасности движения сейчас и в будущем, когда количество этих автомобилей может превысить пятьдесят тысяч! Вывод один: увеличение таких автомобилей неизменно приведет к увеличению ДТП. На сегодняшний день статистика по городу уже не в пользу правого руля...
|