16 апреля 2004
№ 15 (307)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Эпидемия “испанки”

Светлана Грибанова

Сенсацией прошлой недели стало заявление министра обороны РК Мухтара Алтынбаева о том, что Казахстан не намерен продолжать свое военное присутствие в Ираке. Второй состав казахстанских миротворцев в мае вернется домой, сказал министр, и “на этом будет поставлена точка”. Скандал в том, что заявление главы военного ведомства стало громом среди ясного неба не только для иностранных дипмиссий и журналистов, но и для родного правительства

Может, дело в своеобразной эпидемии “испанки”, поразившей всю антитеррористическую коалицию после 11 марта? Напомним, Испания сразу после терактов заявила о выводе своих войск с иракской территории. С одной стороны, испанские власти стремятся обезопасить своих граждан, с другой, играют на руку террористам. Тем более что давление оказывается даже на те государства, которые не входят в коалицию. Франции угрожают терактами на железной дороге. Граждан России берут в заложники, как это произошло с сотрудниками российской компании “Интерэнергосервис”.
Задача террористов - напугать мир. Кто не забьется в истерике, видя огромный нож у горла японской заложницы или раскуроченные вагоны пригородной электрички в Мадриде?

“Домой, пора домой” (группа “Сектор газа”)

Понятно, что и у нашего военного министра нервы не железные. А что если в мировых новостях сообщат о потерях среди казахстанских миротворцев? Вспомним, как долго парламент, пока не дал “добро” на отправку казахстанских саперов, выяснял, насколько безопасна миссия наших ребят в Ираке. Сегодня стало ясно, что на этой войне стреляют и даже убивают, а еще похищают людей. С военными понятно: на то они и солдаты, чтобы рисковать своими жизнями. Но не стоит забывать, что в Испании погибли мирные люди, не имеющие никакого отношения ни к Ираку, ни к боевым действиям на его территории. А если завтра террористы развяжут террор в Казахстане?
После трагедии можно будет сколько угодно доказывать, что у казахстанских военных миссия что ни на есть самая мирная и даже гуманная и что отправка в Ирак 26 бойцов - не более чем акция доброй воли, которая должна продемонстрировать поддержку Казахстана антитеррористической коалиции. Может, министр обороны хотел успокоить сограждан? Не знаем, получилось ли это у него, а вот несогласованность позиции с официальной (правительство объявило слова министра его личной позицией) явно обеспокоило наших международных партнеров.
Кстати, напомним, что казахстанский парламент тоже не проявил четкой позиции по вопросу службы наших военнослужащих в Ираке. После того как вернулся первый отряд, депутаты опять судили да рядили, а стоит ли продлевать срок пребывания казахстанского отряда в воюющей стране.
По версии председателя комитета мажилиса депутата Шарипа Омарова, министр сделал свое заявление потому, что 30 мая 2003 года, то есть почти год назад, парламент дал согласие на отправку инженерно-саперного отряда в Ирак. “Хотя, - добавил г-н Омаров, - мы не оговаривали срок пребывания казахстанских военнослужащих. К тому же ротация военных происходит раз в полгода. Второй отряд у нас уехал в Ирак в феврале, значит, вернуться они должны будут только в июле, а не в мае, как сказал министр”. По словам депутата, при осложнении ситуации в Ираке мажилис будет настаивать на возвращении наших солдат. Шарип Омаров высказал еще одно предположение: “Я думаю, что он (Алтынбаев. - Ред.) сделал так, чтобы те (коалиция. - Ред.) попросили хорошенько оставить наших... (контингент. - Ред.)”.
В общем, какими бы резонами ни руководствовался глава МО, он сделал одну ошибку: не согласовал столь ответственное заявление ни с коллегами по кабмину, ни с премьер-министром. С заявлением министр выступил 7 апреля, правительство отреагировало только 9-го. Причем поводом для ответного заявления послужили запросы ряда правительств зарубежных стран и иностранных СМИ. А что, если бы таких запросов не было, правительство отмолчалось бы?
Заявление, в котором сообщается, что “Казахстан пока не намерен выводить свой воинский контингент из Ирака”, распространила пресс-служба правительства. Заметьте, позицию государства, отличную от позиции министра обороны, озвучил не премьер-министр, что соответствовало бы важности столь серьезного вопроса, а пресс-служба. Что это - перестраховка? Конечно, с одной стороны, не хочется брать на себя ответственность в случае гибели или ранения наших бойцов, а с другой, перед партнерами по коалиции тоже нужно “держать лицо”.
В документе недвусмысленно сказано, что наши военнослужащие “будут продолжать помогать иракскому народу избавиться от тяжелых последствий войны, тем самым спасая жизни граждан этого государства”. При одном условии: безопасность казахстанских военных должна быть обеспечена надлежащим образом, именно от этого будет зависеть дальнейшее пребывание казахстанского воинского контингента в Ираке. С такой просьбой правительство Казахстана обратилось к командованию международной коалиции.
Что подразумевается под безопасностью на территории, где идет война, причем партизанская? К тому же речь идет об инженерно-саперном отряде, а сапер, как известно, ошибается только раз. Значит ли, что мы подождем, не случится ли чего, и, как только, так сразу свой отряд выведем? В общем, и само заявление министра, и довольно вялое ответное заявление пресс-службы правительства свидетельствуют только об одном: единой позиции по столь важному для Казахстана вопросу, с точки зрения его имиджа на международной арене, в высших эшелонах власти нет.
В общем, в течение недели после двух опровергающих друг друга заявлений мы находились в несколько подвешенном состоянии: выведут все же наши войска из Ирака или нет. Сомнения разрешил глава государства. Во время учений на полигоне Сарышаган на вопрос журналистов о дальнейшей судьбе Казбата Нурсултан Назарбаев сказал, что “Казахстан изначально является членом антитеррористической коалиции, и мы в этой коалиции остаемся”. Президент подтвердил, что гуманная миссия Казахстана будет продолжена. “Но мы обратились к странам коалиции с тем, чтобы безопасность наших миротворцев была обеспечена”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп