16 апреля 2004
№ 15 (307)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Белужьи слезы

Амина Джалилова

Четвертый месяц струится шлейф нефти из скважин месторождения “Прибрежное” в Атырауской области. В какой-то момент два пятна на поверхности моря достигли размеров нескольких футбольных полей. Последний осмотр дал более обнадеживающие результаты - сейчас на воде осталась лишь серебристая пленка. Однако неизвестно, какой урон экологии Каспия нанесла эта авария. Видимо, тревогу бить мы начнем только после того, как в очередной раз на Каспийском море погибнут косяки рыб и сотни животных

Утечка на “Прибрежном” была обнаружена в декабре 2003 года. Однако на тот момент из-за тонкого льда, который характерен для мелководья на севере Каспия, требовалась специальная техника. Руководство Атырауской области направило письмо министру энергетики и минеральных ресурсов Владимиру Школьнику с просьбой выделить необходимые средства. Денег Атырау, конечно, не дождался. И тогда началось хождение по мукам. Государственная компания “Казахстанкаспийшельф”, международный консорциум “Аджип ККО” и даже Астраханская флотилия оказались в списке организаций, к которым обращались Атырауские экологические службы. Следует отметить, что в 2001, когда произошла утечка на месторождении “Юго-Западный Тажигали”, помощь области оказал “Аджип ККО”, хотя в обязанности иностранного консорциума это не входило. Но в этот раз и “Аджип” отказался выделить средства. В итоге в течение трех зимних месяцев ничего предпринято не было.

Memento mori: моментально в море

Весной Министерство энергетики и минеральных ресурсов организовало тендер на проведение работ по ликвидации утечек и предотвращению аварий. Победителем этого конкурса стал мало кому известный научно-внедренческий центр “Алмаз”. Но что удивительно - “Прибрежное” не было включено в список месторождений, на которых необходима срочная консервация скважин! Тендер проведен, подрядчик выбран, а нефтяные пятна спокойно дрейфуют на поверхности моря. К настоящему моменту научно-внедренческий центр “Алмаз” еще не получил необходимых разрешений для ведения работ на затопленных месторождениях. Так что неизвестно, будет ли проведена хотя бы профилактика разливов в опасной зоне, пусть даже не на самых опасных участках.
Мало того, пока неизвестно даже, на кого возложить ответственность. А знать надо бы: ведь “Прибрежное” - далеко не единственное заброшенное месторождение из тех, что волей стихии оказались сейчас поглощены Каспием. Так, например, из-за поднятия уровня моря 15 месторождений в прибрежной зоне Каспия оказались под водой. В этих районах уже давно не ведется добыча нефти, многие участки находятся на балансе Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Якобы. На самом деле хозяина не найти.
В марте “Государственная инспекция по надзору за безопасным ведением нефтяных операций на море и внутренних водоемах РК” отправила запрос тем нефтяным компаниям, на территории которых находятся затопленные месторождения. Однако в государственной добывающей компании “Эмбамунайгаз” сообщили, что на территории этого акционерного общества затопленных скважин нет.
Начальник Госинспекции по надзору за безопасным ведением нефтяных операций на море Радус Латфуллин высказывает предположение, что эти месторождения могли перейти на баланс министерства. Дело в том, что сейчас национальная нефтяная компания “КазМунайГаз” ведет реорганизацию своих дочерних предприятий, в результате чего ОАО “Эмбамунайгаз” в конце марта объединили с ОАО “Узеньмунайгаз” (Мангистауская область). Вполне возможно, что новая объединенная компания “Разведка Добыча “КазМунайГаз” просто избавилась от ненужных заброшенных месторождений, которые перешли в ведение министерства. Хотя ранее, по информации Госинспекции, на территории ОАО “Эмбамунайгаз” находились 4 затопленных месторождения с как минимум сотней скважин, многие из которых находились под водой более 17 лет. Непонятно, на балансе какой организации эти месторождения сейчас. Но авария здесь может произойти в любой момент. Могут погибнуть многие представители той самой уникальной флоры и фауны Каспия, о которой так любят говорить чиновники от нефтебизнеса.
Итак, Госинспекция столкнулась с проблемами на предварительном этапе работ на затопленных месторождениях - пока не удается даже выяснить, к кому обращаться для того, чтобы просто осмотреть участки. Что же будет дальше, когда понадобится транспорт для облета месторождений, оборудование для мониторинга? А если все же обнаружатся новые разливы на этих участках? Думается, ситуация будет примерно такой же, как с месторождением “Прибрежное”, где нефть беспрепятственно изливается в море вот уже четвертый месяц.

Вопрос глубины под уровнем моря
Конечно, нельзя сказать, что совсем ничего не предпринимается. О тендере уже было сказано. А в 2004 году Министерство энергетики и минеральных ресурсов решило выделить 363 миллиона тенге на ликвидацию и консервацию аварийных скважин. Однако, по правде сказать, это - слезы. Белужьи. Ведь консервация или ликвидация одной скважины стоит от 5 до 70 миллионов. И даже если средняя стоимость консервации - 30 миллионов, то средств хватит на 10-12 скважин. А всего их 1128, и это только затопленные скважины в прибрежной зоне. Кроме них, опасность представляют некачественно законсервированные скважины на суше.
Да, разумеется, компетентные люди знают о проблеме. Для ее решения в республике даже принята “Отраслевая программа по ликвидации и консервации нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин на 2004-2013 гг.”, в соответствии с которой в Атырауской области намереваются ликвидировать 171 недействующую нефтяную скважину. Но это опять же капля в море.
Есть еще областные деньги. И как будто неплохие. Бюджет комплексной экологической программы в Атырауской области на 2003-2005 годы составляет 36 миллиардов тенге. Однако о ее эффективности лучше всего говорит тот факт, что когда произошло ЧП на “Прибрежном”, деньги атыраусцы просили в центре. Может, потому, что программа “комплексная”?..
Сейчас Казахстан приступил к реализации программы освоения шельфа Каспийского моря. Страна питает грандиозные надежды: разработка шельфа даст возможность утроить объемы добычи нефти. Да вот только как справиться с добычей в глубинах Каспия, если не удается решить проблемы на мелководье?

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп