16 апреля 2004
№ 15 (307)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Смотри в оба 

КАДРовый вопрос

Георгий Афонин

Среди профессий, традиционно остающихся “за кадром”, операторы стоят особо. Между тем это целый мир, в который замечательному казахстанскому оператору Валерию Захарову удалось привнести свое, нелитературное понимание действительности, сделав телевидение искусством, а кино - инструментом познания жизни

Михаил Ромм
не умер от жары

Жаль, что у кинематографистов в отличие от военных нет званий. А если бы таковые существовали, то Валерий Захаров, более трех десятков лет отдавший кино и телевидению, был бы, без сомнения, полнозвездным генералом. И дело здесь не в “выслуге лет” и даже не в громадном опыте, а в непрестанном творческом поиске, искреннем отношении к искусству кино.
Первым телеоператорам, а среди них и Захарову, все секреты и законы телевизионной съемки приходилось постигать самим. Специальной литературы тогда просто не существовало. Как не существовало и привычной сейчас техники с переменным фокусным расстоянием. Низкая светочувствительность пленки, заставляющая “забивать” павильон светом, громоздкие камеры, отсутствие видеозаписи серьезно ограничивали творческую свободу режиссеров и операторов, но они, энтузиасты, стоявшие у истоков казахского телевидения, все же шли вперед, учась друг у друга, на собственных ошибках и достижениях.
- Проблема освещения была, пожалуй, самой трудной, - вспоминает Валерий Алексеевич. - Причем рефлекторные лампы создавали в студии неимоверную жару. Мне вспоминается интересный эпизод. В Алма-Ату приехал Михаил Ромм, и во время съемок наш режиссер Евгений Прасолов назвал его “аксакалом”. “Аксакал-то я, может быть, и аксакал, - отозвался Ромм, - но от старости в этой студии не умру. А вот от жары - наверное...”

Валерий Захаров: ни минуты покоя

Камера на крыше ЦК
Появление видеозаписи кардинально все изменило: стало возможным сохранять работу телеоператоров и режиссеров. Не ограниваясь только павильонными телепостановками, Валерий Захаров снимает важнейшие события: чемпионат Европы по конькам на Медео, празднование 250-летия присоединения Казахстана к России...
“Когда открылась Новая площадь, - вспоминает оператор, - нам, снимавшим праздничную демонстрацию, сделали выговор. - Колонна шириной в 12 человек, изображавшая трудящиеся массы на огромной площади, выглядела невыразительно. Нас, бригаду, помню, “выгнали” на площадь - искать оптимальные точки для съемки. Для меня было очевидно, что снимать демонстрацию нужно только вместе с архитектурным ансамблем площади, которого в ту пору попросту не было. Что делать? И тут меня осенило. Знаете, говорю, надо поставить камеру... на крышу ЦК. Это будет самая лучшая точка. Режиссер Газарх на меня руками машет: “Да ты что! Кто такое позволит!” А вы, говорю, попробуйте. И действительно, после убедительных доводов нам разрешили вести съемки с крыши здания ЦК и даже оборудовали для этого специальную площадку. Никогда не забуду чувства, которые испытал, снимая там: площадь как на ладони, а дальше во всем великолепии открывается шикарная перспектива города. Где бы мы потом ни снимали - такого плана найти не удалось.
Кстати, эти панорамные кадры не раз потом включались Москвой в передачи общесоюзного телевещания. Но мало кто знает, что создателем этой бесценной телехроники является подлинный мастер своего дела - Валерий Захаров.
Есть законы восприятия и, следовательно, законы постановки. Эти законы Валерий Захаров постигал и открывал сам. Когда еще никому не приходило в голову, что изображение можно разбить на эпизоды и представить их в виде монтажных кадров, чтобы впоследствии воспроизвести данное явление на экране как художественное целое, Захаров уже мысленно экспериментировал с возможностями монтажа при многокамерной съемке.

Интересный
поворот

Двенадцать лет назад в судьбе Валерия Захарова, тогда ведущего оператора КазТВ, наступил интересный поворот. Ими, впрочем, изобилует вся его творческая судьба, но тогда... Распад СССР и, соответственно, прежнего ТВ, коренной его отход от постановочного к информационно-хроникальному формату, все большая политизация каналов, которых, правда, стало несколько... Тогда оператора пригласил режиссер Александр Головинский на только что созданную студию “ИКС-Б”.
На сегодня студия выпустила около 20 неигровых картин, большинство из которых снято Валерием Захаровым. Среди них “Выбор”, “Час с Президентом”, “Абай”, “Размышления о будущем”. Фильм “Возвращение Вознесенского Собора” стал лауреатом фестиваля “Золотая звезда” в Алматы (1995), а документальная лента о Мухтаре Алиеве “Хирург” завоевала первую премию Открытого российского телефорума “Лазурная звезда” (1996). Дипломант кинофестиваля “Золотой витязь” фильм “Возвращение золотого человека” удостоен специального диплома международного Союза кинематографистов, картина “Полицейский” - награды МКФ стран СНГ и Балтии “Правопорядок и общество”.
Придя в неигровое кино, Захаров остался верен своему взгляду на творчество, принципам, сложившимся за годы работы на ТВ. С помощью освещения, динамики съемки, рассчитанной на последующий монтаж, - создавать характер человека.
“Захаров и человек, и оператор - уникальный”, - говорит Александр Головинский. - Как профессионал он постоянно демонстрирует “стабильный результат”, а ведь каждая новая работа у него - это открытие. За более чем двадцать лет совместного творчества я прихожу к выводу, что у каждого режиссера должен быть “свой”, любимый оператор. Таким для меня лично стал Валерий Захаров. Работать с ним и комфортно, и безумно интересно. Захаров не снимает “с плеча”, при случайном освещении - оно у него всегда соответствует настроению, оттого - выверенная точность кадра, дышащего пронзительным чувством реальности.
Самой большой удачей нашей творческой группы, и персонально Захарова, я считаю картину о Калтае Мухамеджанове “Скажи мне, кто твой друг”. Именно в ней он проявил свой операторский талант, неординарное видение, свой стиль. К примеру, степные маки, эпизод с которыми занимает в фильме всего 10 секунд, мы снимали в двух режимах - утреннем и вечернем. Но с каким тщанием подошел к этому Валера. А на встречу с Чингизом Айтматовым мы ехали на поезде, хотя могли долететь самолетом. И все из-за одного интересного поворота, который поезд делает в степи. Его Захаров мечтал снять из окна поезда. И снял...

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп