2 апреля 2004
№ 13 (305)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Планета “железяка”

Ольга Медведева

Очередной скандал на казахстанской железной дороге: с состава, стоящего на 15-м пути станции Актогай, исчезли 49 новых колесных пар и 23 железнодорожные тележки

Первыми кражу заметили обходчики. Было впечатление, что вагоны кто-то снял с платформ и аккуратно поставил на рельсы. Безколесые вагоны выглядели уродливо. О случившемся тут же сообщили в линейный отдел полиции.
- Способ хищения заслуживает внимания, - рассказывает начальник ЛОВД на станции Актогай майор полиции Ерлан Алимбеков. - Злоумышленники основательно подготовились к этому преступлению. Все было продумано до мелочей. Три автомашины и автокран были официально наняты в автотранспортном предприятии города Талдыкоргана, еще одна - на станции Актогай. Из числа местных жителей наняли тех, кто при помощи автокрана погрузил колесные пары на автомашины. Своими действиями злоумышленники нанесли ущерб РГП “Казахстан темир жолы” на сумму 7 миллионов 300 тысяч тенге.

По словам Алимбекова, эти вагоны подверглись повторной краже. Если первые воры “разули” вагоны - сняли автосцепки, то вторые - и вовсе “обезножили”. Ущерб невосполнимый. Ведь колесные пары не списываются, они реставрируются и снова идут в эксплуатацию.
- Хищение колесных пар в Актогае произошло впервые. Сейчас по факту хищения возбуждено уголовное дело, - рассказывает начальник военизированной охраны (ВОХР) Талгат Малдыбаев. - Есть подозреваемые. Исполнители были задержаны, они указали имя человека, который их нанял. Сейчас ищут заказчика, он в бегах. Одна из газет обвинила ВОХРовцев в соучастии этого преступления. Мол, действовала одна организованная преступная группа с участием стрелков ВОХР. Это не так! Во-первых, это был не охраняемый объект - в 1,5-2 километрах от станции, не в поле видимости наших сотрудников.
- В 1993 году, после распада Союза, на запасных путях станции Актогай скопилось большое количество технически неисправной, непригодной, но не списанной техники, - продолжает Молдыбаев. Конечно, кто-то глаз на это все положил. Вот, например, похищенные колесные пары - это высоколегированная сталь. Она ценится во всем мире.
Поиски воров привели полицейских в поселок Бесколь. Здесь один из жителей открыл пункт приема цветного металла. Оперативники под грудами черного лома нашли похищенные колесные пары и похищенные сцепки. Весь этот металлолом предназначался для отправки в Китай.
После развала Союза грузопоток на казахстанской “железке” уменьшился практически в 10(!) раз, в отстойных парках и на разъездах скопилась масса невостребованной техники. Еще 5 лет назад только на участке обслуживания Западно-Казахстанского УВДТ находилось свыше 5 тысяч брошенных вагонов (а в их числе цистерны, платформы, рефрижераторы) и 118 тепловозов. Тогда же только на одной станции Жанатас умирало 12 составов, в каждом по 70 вагонов. Вся эта техника не эксплуатировалась с 1994 года, простаивала в ожидании ремонта или же дожидалась положенного по сроку списания. И все это добро практически не охранялось.
А посему объекты для краж - вот они, под рукой. Ежегодно “металлисты” наносят железной дороге ущерб в десятки миллионов тенге. Самый популярный “товар” - крепительные крышки, силовые кабели из трансформаторов, секции холодильника, устройства для сигнализации и радиосвязи.
По наблюдениям транспортной полиции, более 90 процентов сборщиков лома - безработные. Возрастного ценза здесь нет - к сбору металла привлекают даже детей. Объединяет “металлистов” одно - знание специфики: это либо бывшие работники, либо дети железнодорожников.
- Подумаешь, украли колесные пары и какие-то платформы. Чего тут удивительного, - заявил один из железнодорожников. - Вы бы провели журналистское расследование, куда со станции Актогай исчезли сразу 40 локомотивов. И все рабочие. На ходу. Все 40 были в государственном резерве. Какое-то время они были на станции Алматы-2, а потом пропали окончательно. Наверное, тоже угнали в виде металлолома в Китай.
Удивляться не приходится. Три года назад “НП” писало, как на пятом километре трассы Семипалатинск - Чаган был задержан “КамАЗ”, груженный... рельсами. Как выяснилось на месте происшествия, всего несколько часов назад этот груз был составной частью обычной железнодорожной ветки от Чагана к войсковому городку.
Оперативники грустно шутят, что китайцы столько собрали криминального казахстанского металлолома, что могут как минимум на 50 лет законсервировать свои собственные рудники.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп