Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Пока АЧС не нагрянет... Константин Маскаев По оценке специалистов АЧС, в г. Алматы под воздействием сильного землетрясения может быть разрушено более 40 процентов зданий. Среди этого количества 1075 возведенных в разное время домов - жилые. Большая их часть нуждается в проведении комплекса специальных мер, направленных на усиление их сейсмостойкости. Есть и такие дома, которым уже никакие меры не помогут и их целесообразнее просто снести Опасные в сейсмическом отношении дома построены большей частью до середины 60-х годов прошлого века. Есть и более ранние постройки, которые возводились вне строительных правил, созданных уже позже и теперь учитывающих такой фактор, как сейсмику. Исторически сложилось, что расположены сейсмоопасные здания вдоль основных градообразующих улиц - в той части города, которая складывалась задолго до дня сегодняшнего, т.е. в середине двадцатого века. Они во многом определяют внешний облик города, занимают выгодные места и образуют так называемые “красные линии”, на которых удобно располагать магазины, организации сферы обслуживания, офисы и заведения общественного питания. Этим повально воспользовались многие предприниматели и, став владельцами первых этажей зданий, принялись за перепланировку, которая чаще всего преследовала только одну цель - выжать из ограниченного стенами владения максимум полезной площади. И в первую очередь после перепланировки исчезали перегородки и даже стены, отсутствие которых сегодня создало угрозу всему знанию. Далеко не во всех случаях перепланировка велась по согласованию со специалистами в области сейсмостойкого строительства. Учитывая и без того низкую степень сейсмостойкости таких домов, можно представить, насколько вмешательство в конструкцию усугубляет ситуацию. Теперь же, когда такие факты открылись, многие ведомства кивнули в сторону АЧС или его региональных подразделений, дескать, следует теперь заняться усилением сейсмостойкости зданий.
|
В отношении АЧС велась и по сей день применяется труднообъяснимая практика, в соответствии с которой специалисты-спасатели с конца 90-х не принимают участия в работе государственной комиссии по приемке зданий и сооружений. То есть АЧС, которое могло качественно влиять на проведение мер повышения безопасности уже на стадии строительства, оказывается отстранено от процесса. В то же время необходимость проведения превентивных мероприятий не первый раз становится предметом внимания на самом высоком уровне. Однако реализация превентивных мер оказывается совершенно неадекватной заявленной важности. В редакцию попал документ, появление которого было продиктовано именно беспокойством о безопасности граждан. Он был создан без малого десять лет назад, а именно: 30 декабря 1994 года. Постановление Кабинета министров РК №1490 всецело касалось дополнительных мер по снижению ущерба от возможных землетрясений в Алматы и области и ликвидации их последствий. Документ только на меры по антисейсмическому усилению зданий и сооружений предполагал ежегодное выделение из госбюджета 1 миллиарда тенге! Регионы, которые могли рассчитывать на проявление заботы, не ограничивались городом Алматы и Талдыкорганской областью. Столь крупные расходы диктовала степень опасности, которая была подчеркнута в правительственном документе. Обоснование такое: “...выявлено наличие серьезной степени риска возникновения разрушительных землетрясений в регионе”, в который попали, заметим, помимо названных - Шымкентская, Жамбылская, Восточно-Казахстанская и территория тогдашней Семипалатинской области. Там же был назван и период - 1995-97 годы, в который следует ожидать сильного, 8-10-балльного землетрясения. Постановление предписывало принять исчерпывающие меры по развитию и повышению системы сейсмологических наблюдений, краткосрочного прогнозирования. На эти меры предусматривалось выделить только Академии наук РК 150 миллионов тенге. И ежегодно выделять до 60 миллионов тенге на поддержание и развитие системы связи и оповещения. Отдельной строкой была выведена необходимость работ по антисейсмическому усилению зданий и сооружений, в особенности жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, больниц и объектов жизнеобеспечения, сносу несейсмостойких зданий. На это уже в 1995 году республиканский бюджет должен был использовать 1 миллиард тенге. По поводу того, как было выполнено данное постановление, теперь, по прошествии почти десятилетия, можно лишь горько усмехнуться. Только через два года, в 1997-м, из государственного бюджета на сейсмоусиление зданий и сооружений акиму Алматы было выделено... 64 миллиона тенге. И в дальнейшем финансовое бремя легло на местные бюджеты. В последующем уже акимом Алматы В. Храпуновым из местного бюджета выделялись в разные годы, начиная с 2000-го, средства на эти цели - по 200-250 миллионов тенге. К слову, этими стараниями за четыре года 47 объектов, в числе которых здания школ и больниц, получили свою долю реанимационных мер. Но это из почти 500 объектов с постоянным пребыванием большого количества людей. Другая любопытная строка постановления, которая также осталась лишь строкой на бумаге, запрещала отвод земельных участков под строительство объектов в зонах тектонических разломов, оползней, неблагоприятных грунтовых условий. На деле же застройка опасных участков в Алматы и других населенных пунктах Заилийского Алатау активно продолжалась все эти годы. Подсчитать точное количество объектов, расположенных в районах, несущих ту или иную потенциальную опасность для жизни людей, не представляется возможным. Их строительство порой ведется без соответствующих согласований. И лишь Богу известно, какие условия позволяют появляться на подведомственных акиматам землях десяткам и сотням тех же кафе на пути возможного катастрофического селя или оползня. Теперь - к дню сегодняшнему. После трагических событий в Москве 14 февраля, когда обрушилось сооружение в аквапарке “Трансвааль”, построенном турецкими специалистами, правительство республики вновь обеспокоилось состоянием зданий и сооружений с пребыванием большого числа людей. Центральным и местным органам исполнительной власти поручено обследовать объекты, где ведутся работы по возведению таких зданий. Вскоре правительство получит полную картину. И возможно, к числу уже возведенных и нуждающихся в усилении объектов не добавятся те, что еще только строятся. Что же касается тех зданий, что уже сегодня нуждаются в усилении, то эти работы продолжаются и поныне. Вот только успеют ли органы исполнительной власти, опираясь на возможности только местного бюджета, придать домам и сооружениям достаточно прочности до того момента, когда проснется стихия - вопрос по-прежнему открытый.
|