2 апреля 2004
№ 13 (305)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

О любви все сказано?

Людмила Рогозина

На днях в Русском драматическом театре имени Лермонтова прошла премьера спектакля по пьесе Оскара Уайльда “Как важно быть серьезным”, которую сам автор определил как “легкомысленную комедию для серьезных людей”

“Наш спектакль -
о любви”

“Как важно быть серьезным” - лучшая пьеса Оскара Уайльда, написанная им в 1893 году в разгар славы, на пике творческой зрелости (рукопись была закончена за несколько дней до 39-го дня рождения автора).
Премьера состоялась в День святого Валентина в 1895 году на сцене театра Святого Джеймса и имела огромный успех. Омраченный, однако, решением писателя продолжить судебное разбирательство против направленных в его адрес публичных обвинений в гомосексуальных связях. Спустя несколько месяцев Уайльд, обвиняемый в безнравственности, оказался на скамье подсудимых, был признан виновным и приговорен к двум годам лишения свободы. Пьеса перестала приносить театру успех, и имя Уайльда вскоре убрали с афиши, а 8 мая постановку и вовсе сняли с репертуара...
Гениальный автор “Портрета Дориана Грея” был сломлен, плодотворный период его жизни завершился. Произведения, которые он писал в тюрьме, были меланхоличными и трогательными, и в них мало выражалось его потрясающее остроумие. И только после смерти Уайльда его признали великим писателем.
Снискав успех на подмостках десятков городов во многих странах мира, выдержав несколько экранизаций (последняя голливудская постановка датируется 2002 годом), бессмертное творение английского драматурга продолжает триумфальное шествие, достигнув, наконец, и Алматы. Теперь и наша, пусть неискушенная, но разборчивая публика сможет оценить остроумие и мудрость Оскара Уайльда, которые остаются такими же уместными и животрепещущими спустя больше века после его смерти...
Полная невероятных событий, хитроумных интриг и сокрушительных разоблачений комедия невероятно смешная.
Режиссер-постановщик спектакля народный артист РК Рубен АНДРИАСЯН уверен в том, что спектакль будет интересен публике.
- Рубен Суренович, в начале сезона вы обещали три “серьезные” постановки. Но новый спектакль - однозначно комедия. Это вы так пошутили, обыграв название?
- К весне мы обычно выпускаем комедию - в этом сезоне даже две. И потом чем Оскар Уайльд несерьезный автор? Бывают классические комедии. Это испытание для актеров, особый способ существования на сцене, особая манера игры, которую надо освоить, понять... Я не думаю, что это будет какая-нибудь “отрывная” комедия. Мы хотели создать легкий ажурный, но с хорошим глубоким смыслом спектакль.
- То есть не просто повеселить зрителей, но и дать им пищу для размышлений?
- Да, несомненно.
- Чем актуальна сейчас эта пьеса?
- Она будет актуальна во все времена, потому что эта пьеса о любви. Когда человек любит - это естественно. А когда он себе придумывает какие-то жизненные позиции, то с приходом истинной любви они оказываются дурацкими и рушатся, потому что в силу вступает нормальное естественное явление - любовь. Таким образом, у нас в финале образуются три влюбленных парочки...
Перед творческим коллективом, возглавляемым Р. Андриасяном, стояла непростая задача - донести до зрителя, как воду в ладонях, не расплескав, глубину авторской мысли.
Создатели спектакля - художник-постановщик Елена Довгопол, художник по костюмам Людмила Кужель, замечательные артисты: лауреат Государственной премии РК Сергей Погосян, Анастасия Темкина, Татьяна Эйнис, заслуженная артистка РК Татьяна Банченко и другие - подошли к делу с большим энтузиазмом. И с не меньшей ответственностью. Как результат - получасовые овации, крики “браво”, цветы, восторг и благодарность зрителей. Успешная премьера - залог долголетия и популярности спектакля.
Вызывает восхищение не только оригинально решенная сценография, не только роскошные костюмы, выдержанные в стиле “лучших домов Лондона и Парижа”, но и идеальное “попадание” в образы. Актеры настолько гармонично слились с персонажами, что, сидя в зрительном зале, невозможно усомниться в том, что происходящее на сцене - реальность, сознание словно прорывается сквозь время, возвращая память в старый добрый XIX век.

Страсти по Эрнесту
У Джека Уординга есть тайна. Когда ему наскучивает спокойная размеренная жизнь за городом, в своем богатом поместье, где он известен всем как законопослушный гражданин и рассудительный опекун хорошенькой и сказочно богатой Сесили Кардью, он уезжает в Лондон якобы навестить своего вымышленного брата Эрнеста. На самом деле в Лондоне сам Джек является в свет под именем Эрнест Уординг. Вместе с именем меняется и поведение: Эрнест в отличие от респектабельного Джека - своенравный распутник, жаждущий экстравагантной жизни. Влюбившись без памяти в прекрасную Гвендолен (Т.Эйнис), кстати, отвечающую ему взаимностью, Джек предлагает ей руку и сердце. И впервые ощущает всю нелепость своей двуличности: Гвендолен с радостью принимает предложение, аргументируя свое согласие тем, что всегда мечтала выйти замуж за человека по имени Эрнест. Как признаться любимой, что его настоящее имя - Джек, а Эрнест - просто глупая выдумка?
Лондонский друг Джека-Эрнеста Алджернон Монкриф (С.Погосян) придерживается похожих взглядов на жизнь: чтобы иногда ощутить себя свободным от чопорного лондонского общества, надоедливых родственников и соседей, он придумал неоценимого вечно больного мистера Бенбери и “навещает” его в деревне когда вздумается. Однажды, воспользовавшись занятостью Джека, Алджернон решил нанести визит его подопечной - милой и незнакомой Сесили (А.Темкина). Очарованный ее юностью и красотой, он выдает себя ... за Эрнеста, беспутного братца Джека. И тут узнает потрясающую новость: оказывается, девушка давно таит в своих фантазиях мысль о свадьбе со странствующим братом Джека... потому что его зовут Эрнест, а это имя нынче в большой моде. Влюбленный авантюрист, по сути, попадает в такую же ситуацию, как давеча его друг Джек.
Интрига закручивается еще больше, когда Джек, решив “прикончить” своего брата, неожиданно возвращается в поместье и сообщает о его скоропостижной кончине. Кульминация сего нескучного действия наступает, когда “умерший” Эрнест-Алджернон нос к носу сталкивается с облаченным в траур “старшим братом” Джеком на глазах свежеиспеченных невест Сесили и Гвендолен. От неожиданности друзья, сами того не желая, разоблачают друг друга - в этот момент обе девушки понимают, что ни одна из них не является невестой мистера Эрнеста Уординга.
В финале комедии, по закрученности сюжета, способной спорить с любым самым захватывающим детективом, все герои - а вместе с ними и зрители - должны понять: как важно в этой жизни быть честным, умным, добрым. Ну и, конечно, серьезным.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп