Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Не стой под стрелой (из закона о труде племени команчей)
Светлана Грибанова Рассказывают, что иностранные компании поощряют соблюдение рабочими техники безопасности надбавками к зарплате. Столь заботливое отношение к персоналу со стороны “акул капитализма” объясняется очень просто: лучше сегодня потратить небольшую сумму, нежели выплачивать огромные компенсации в случае потери трудоспособности или гибели рабочего.
| - Кто такой этот потерпевший, я его в первый раз вижу |
Ну, а теперь, по сценарию, следовало бы разразиться гневной тирадой в адрес родного государства, которое де совсем забыло об охране труда своих граждан, а для контраста вспомнить, как следили за техникой безопасности в советское время. Правда, на законодательном уровне с охраной труда у нас до сих пор все в порядке. В Казахстане есть два основных закона, регулирующих эту сферу, - Закон “О труде в Республике Казахстан”, вступивший в действие с 1 января 2000 года, на днях принятый Закон “О безопасности и охране труда”. Кроме того, существует не один десяток подзаконных актов - от Правил расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, до списка производств с вредными условиями труда. В самих указанных законах даны ссылки на Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. И это еще не все. Казахстан присоединился к ряду конвенций Международной организации труда. Среди них можно отметить конвенцию “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах”. В Законе “О труде” подробно оговорены все случаи, когда и на каких условиях допускаются сверхурочные работы, работа в ночное время, продолжительность рабочей недели, использование труда несовершеннолетних. По закону работодатель должен компенсировать все работы сверх графика, возмещать работнику ущерб за увечья, полученные на производстве или по вине работодателя. Контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на государственных инспекторов труда. Они имеют право проводить проверки организаций на предмет выполнения законодательства о труде с одним уточнением: при предъявлении соответствующего постановления. В принципе, вопросы охраны труда в Законе “О труде” только намечены, более подробно они раскрыты в Законе “О безопасности и охране труда” от 28 февраля 2004 года. Конечно, это далеко не КЗОТ Казахской СССР, где охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профзаболеваний и производственного травматизма объявлялись одной из главных забот советского государства. Он отличается и от аналогичного закона 1999 года. В нем нет тех анахронизмов, которыми изобиловал предыдущий законодательный акт, но вместе с тем из нового закона исчезли положения, которые охрану труда объявляли одним из государственных приоритетов. Как говорится в одном из толкований Закона “О труде в РК”, “суров не сам закон, сурова жизнь”. И это как нельзя лучше отражает реальную ситуацию. Понятно, что рыночные отношения накладывают отпечаток и на законодательные акты. При социализме существовал тотальный контроль государства в лице различных государственных органов. Сегодня государство как бы остается в тени, а на первый план выходят работодатель и работник, связанные между собой договором. Много говорилось о том, что наше законодательство о труде защищает интересы работодателей, но отнюдь не работников. Впрочем, у этого мнения есть и оппоненты, которые считают, что в Законе “О труде”, например, заложены механизмы государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. Что же, если это и так, то нам остается лишь развести руками: эти механизмы не работают. Есть такое, может быть, парадоксальное мнение: историческая миссия социализма состояла в том, чтобы улучшить капитализм. Западные страны многое позаимствовали из практики СССР и внедрили это у себя, правда, без советского формализма. Безопасность в американских компаниях, работающих в Казахстане, своего рода фетиш. В чем дело? Почему у них это работает, а у нас нет? Здесь можно говорить о системе правосудия, перед которым все действительно равны, о репутации компании, наконец, о многомиллионных исках по потере трудоспособности, которые обычно удовлетворяются судами. Однако есть на Западе еще одна сила, с которой вынуждены считаться как государственные органы, так и работодатели - профсоюзы. У нас же права работников сегодня защищают лишь госинспекторы труда. Да, они могут прийти и проверить, как обстоят дела с соблюдением законодательства о труде. А мы по опыту знаем, чем заканчиваются всякого рода проверки: переходом определенной суммы из одного кармана в другой. А законы нарушались, нарушаются и будут нарушаться. И все же, на наш взгляд, выход из этой, казалось бы, патовой ситуации есть. Огульно обвинять государство в том, что оно не защищает наши интересы, язык не повернется. Выше мы уже отмечали, что жесткий государственный контроль противоречит и основным принципам рыночной экономики. Контракт подписывают две стороны - работодатель и работник. Понятно, что первый старается максимально соблюсти свои интересы. Значит мы должны отстаивать свои права при заключении трудового соглашения. Оговорить все случаи, когда работодатель берет на себя ответственность за нарушения безопасности труда. В случае производственной травмы или даже гибели работника, с таким контрактом легко выиграть судебный иск о возмещении ущерба. При всех недостатках казахстанской судебной системы, такие дела из-за их громкого общественного резонанса и сегодня решаются в пользу истца.
|